РГВА Фонд 31811 Опись 3 Дело 1634 лист 59 – 68

Секретно.

Экз. № ___

На документе штамп секретной части АБТУ РККА: 11.XII-1938 г. № 29775

ПРИКАЗ
По VIII-му Главному Управлению НКОП
№ П-38
г. Москва

"1" декабря 1938 года.

1. Несмотря на ряд директивных указаний о порядке проектирования и постановки на серийное производство опытных образцов, порядке внесения изменений в чертежи и техусловия, а также о порядке модернизации серийных машин, до сих пор в этих вопросах отсутствует необходимая четкость и это чрезвычайно неблагоприятно отзывается на качестве изделий, нормальном ходе производства, сроках изготовления новых машин.
2. Усовершенствование машин, вводимое на кадровых заводах, а также модернизация машин совершенно неудовлетворительно доводятся до парка машин, находящихся в эксплоатации. Также неудовлетворительно поставлено дело модернизации машин, проходящих капитальный ремонт на рембазах. Благодаря этому боевые качества ранее выпущенных машин значительно отстают от боевых качеств однотипных машин более поздних выпусков.
3. Опыт предыдущих лет показывает, что сроки для постановки объектов на вооружение не выдерживаются и растягиваются на 3 – 5 лет.
Основными причинами этих серьезнейших недочетов является следующее:
1. Отсутствие должной организации конструкторских, опытных и исследовательских работ на заводах.
2. Научно-исследовательская и экспериментальная база – завод № 185, должная обобщить и использовать опыт эксплоатации существующих машин и вести направляющую, перспективную работу по конструированию танков, с возложенными на нею задачами не справляется.
3. Невнимание к вопросам стандартизации, нормализации и заменителей в производстве и к установлению в этих вопросах должного контакта с родственными отраслями промышленности (авио, авто-тракторная).
4. Слабый, количественно и качественно, состав конструкторских сил на танковых заводах. Отсутствие должного внимания к вопросам повышения квалификации конструкторов-танкистов.
5. Неудовлетворительное техническое оснащение опытных цехов, лабораторий и испытательных станций на заводах.
6. Неудовлетворительная связь заводов с войсковыми частями, ремонтными базами по линии использования опыта эксплоатации в различных условиях.
Для устранения указанных недостатков:
1. Утверждается к неуклонному исполнению прилагаемое к приказу приложение: а) о порядке и сроках проектирования и изготовления опытных образцов; б) о постановке на серийное производство новых образцов; в) о порядке заключения договоров на серийную продукцию; г) о порядке внесения изменений в объектах, находящихся в серийном производстве; д) о ремонте и модернизации боевых машин на ремонтных базах.
2. Директорам заводов № 183, 174, 37, 234, 48, 104 и 105 укрепить конструкторские отделы и экспериментальные цеха. Укомплектовать не позднее 1/V 1939 года эти отделы и цеха всем необходимым оборудованием с тем, чтобы цеха могли самостоятельно изготовлять агрегаты, опытные образцы в установленные сроки.
3. Отделу Кадров Главка тов. Ковалеву:
а) организовать возвращение на работу по специальности кадры танкистов, выпускников ВАММ прошлых лет;
б) к 1/I-1939 г. составить план использования молодых специалистов – конструкторов, подготавливаемых для Танковой Промышленности Бауманским Институтом НКОП.
4. Директорам заводов не позднее 1/I-1939 г. укрепить бюро стандартизации и нормализации, через которые проводить все конструкции, разрабатываемые заводом.
Работу по стандартизации, нормализации и заменителям по танковой промышленности в целом с 1/I-1939 г. сосредоточить в научно-исследовательском институте танковой промышленности (завод № 185).
5. Директорам заводов к 1/I-1939 г. укрепить эксплоатационные отделы соответствующими кадрами, на которые возложить обязанности:
а) инструктирование в войсковых частях по эксплоатации и правильному уходу за машинами;
б) регулярная информация отделов заводов обо всех неполадках, встречающихся при эксплоатации машин, на предмет предупреждения повторения их, как на выпускаемых машинах, так и на существующем парке;
в) испытание машин в различных условиях эксплоатации;
г) ознакомление с работой баз по ремонту боевых машин и использование опыта на предмет внесения необходимых улучшений в машины;
д) регулярная информация войсковых частей и рембаз, путем выпуска бюллетеней по вопросам модернизации машин и инструктаж в частях и рембазах по внедрению в действующий парк машин всех улучшений, внесенных в конструкцию машины на кадровом заводе.
6. При разработке рабочих чертежей образцов, предназначенных к серийному производству проводить консультацию с технологами кадрового завода, на производстве которого ставится машина.
7. Директорам заводов обеспечить порядок, при котором выполнение заказов для опытных образцов должно производиться первоочередно по отношению к серийным заказам.
8. Для рассмотрения эскизных и технических проектов, а также для разработки программы испытаний опытных образцов, создать при 8-м Главном Управлении НКОП постоянную межведомственную техническую (экспертную) комиссию из представителей VIII-го Главного Управления, АБТУ, с вводом в ее состав главных конструкторов заводов.
Начальнику III-го Отдела представить мне не позднее 1/XII-38 г. на утверждение состав экспертной комиссии.
9. Запрещаю всем заводам, проектирующим и изготовляющим опытные образцы военной техники, самостоятельно принимать и выполнять заказы на разработку опытных конструкций.

п/п Начальник VIII-го Главного Управления НКОП (Горегляд)

Отп. 14 экз.
№ 6599
мб 4/XII-38 г.

Секретно.

Экз. № ___

"УТВЕРЖДАЮ"
Нач. VIII-го Гл. Упр. НКОП п/п (Горегляд)

"УТВЕРЖДАЮ"
Нач. АБТУ РККА п/п (Павлов)
Воен. Комиссар

ПОЛОЖЕНИЕ к П-38

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗЦОВ

Сроки проведения работ по разработке и подготовке новых образцов к серийному производству в зависимости от сложности конструируемого образца устанавливаются специальным календарным графиком, утверждаемым 8 Гл. Упр. и АБТУ по нижеследующим этапам.
1. Разработка эскизного проекта с момента получения тактико-технических условий, рассмотрение и утверждение его.
2. Разработка технического проекта, рассмотрение и утверждение его (по Т.У. на чертежи "чертежи проектные").
3. Разработка рабочих чертежей опытного образца (по Т.У. на чертежи "чертежи опытные").
4. Изготовление опытных образцов. Испытание, доводка и доработка эталона и отработка чертежей эталона.
5. Государственное испытание.
6. Выпуск серийных чертежей (чертежи Лит. "А") установочной партии и разработка технологического процесса.
7. Выпуск установочной партии.
После всесторонних испытаний изделий серийного производства и в случае решения о переводе объекта на чертежи лит. "Б", срок для подготовки технической документации и производства утверждается Гл. Управлением и АБТУ.
Устанавливаются следующие содержания работ с обязательным соблюдением их последовательности:
Перед началом работ АБТУ представляет тактико-технические требования, утвержденные НКО и составленные по следующим разделам:
1. Тип машины (гусеничная, колесно-гусеничная, плавающая и т.д.).
2. Основные габариты, вес, удельная мощность и тип двигателя.
3. Гарантийный срок службы.
4. Скорость, запас хода, преодолеваемые препятствия и проходимость, удельное давление.
5. Бронестойкость.
6. Вооружение и боекомплект.
7. Экипаж.
8. Прочее оборудование и т.д.
После этого идет:
I. Разработка эскизного проекта на основании утвержденных тактико-технических требований.
При утверждении эскизного проекта, безусловно, должны быть утверждены и уточнены нижеследующие элементы конструкции:
1. Форма корпуса и башен, толщина листов, тип корпуса сварной, клепанный или комбинированный.
2. Схема трансмиссии и ходовой части.
3. Основные данные двигателя (охлаждение, мощность, число оборотов, количество и расположение цилиндров и пр.).
4. Дополнительное оборудование – рации, дымприборы, приборы наблюдения, вентиляторы, телефонная связь и пр.
5. Размещение вооружения, боекомплекта и экипажа.
6. Записка, включающая тяговый и динамический расчет и кинематическую схему.
На основе эскизного проекта АБТУ и Главком уточняются тактико-технические требования.
II. Разработка технического проекта.
Технический проект разрабатывается на основе эскизного проекта, рассмотренного экспертной комиссией и утвержденного заказчиком.
Технический проект имеет основной целью разработку компоновочных чертежей всех агрегатов, пригодных для исполнения по ним рабочих чертежей опытного образца.
Технический проект должен включать в себя утвержденный главным конструктором завода тщательный просчет всей машины с точки зрения динамики и кинематики всех агрегатов, просчет на прочность всех основных деталей машины, проверочный расчет веса машины. Одновременно с конструированием новой машины должно быть запроектировано все необходимое: электрооборудование, приборы, подшипники, вооружение, резиновые катки и т.п., с обязательным привлечением консультантов заводов изготовителей с тем, чтобы одновременно с изготовлением деталей машины было обеспечено изготовление всех перечисленных агрегатов. При проектировании узлов и агрегатов, изготовляемых на кооперируемых заводах (например, корпуса, башни, коробки передач, моторы и пр.), также консультироваться по производственным вопросам и технологии с этими кооперированными заводами.
Технический проект должен обязательно сопровождаться изготовлением макета.
Уточнение сборочных чертежей и проверка удобства размещения агрегатов, оборудования, вооружения и экипажа производится по макету.
В результате рассмотрения технического проекта и макета, экспертной комиссией составляется акт утверждений и изменений по представленным материалам, с заключением о готовности технического проекта.
III. Разработка рабочих чертежей опытного образца на основе утвержденного технического проекта (по Т.У. на чертежи "чертежи опытные").
IV. Изготовление опытных образцов с испытанием обстрелом корпуса и башни, испытанием агрегатов и узлов до общего монтажа машины.
Заводские испытания опытных образцов. Устранение всех недоделок, выявленных при испытаниях, внесение исправлений и изменений в чертежи.
Отработка эталонного образца и подготовка машины к государственным испытаниям.
Объем заводских испытаний должен обязательно перекрывать требования госиспытаний и гарантировать успешное проведение последних.
Примечание: Опытные образцы тяжелых машин должны изготовляться в количестве не менее 2-х шт., средних не менее 3-х шт.
V. Государственные испытания.
Программа государственных испытаний разрабатывается АБТУ и 8 Гл. Упр. и утверждается НКО.
Государственные испытания имеют целью проверить соответствие изготовленного образца заданным тактико-техническим требованиям в объеме гарантийного километража.
Вместе с образцом комиссии по государственным испытаниям предъявляются отработанные по результатам заводских испытаний чертежи, техусловия и технико-экономическое обоснование.
По результатам государственных испытаний утверждаются тактико-технические показатели машины, после чего следует постановление о принятии машины на вооружение.
После государственных испытаний выпускаются чертежи Лит. "А" для серийного производства с учетом внесенных указаний государственной комиссией.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ.
Постановка на серийное производство новых образцов.

I. Размножение серийных чертежей лит. "А" для установочной серийной партии машин.
II. Разработка технологических процессов на все детали. Изготовление комплекта приспособлений и инструмента.
III. Изготовление установочной серийной партии машин, которая не должна быть менее десяти при крупносерийном производстве.
При изготовлении установочной серийной партии детали на сборку должны поступать без всяких отклонений от чертежа и технических условий.
IV. Испытание установочной серийной партии машин в различных условиях эксплоатации.
V. Разработка наставления по материальной части, эксплоатации и составление каталога запчастей, которыми должны снабжаться все выпускаемые серийные машины.
VI. Производство первой серии машин по чертежам лит. "А" и технологии, уточненным на основе производства установочной партии.
VII. Окончательное утверждение технологии производства, технических условий и чертежей (чертежи лит. "Б"). Изготовление полного комплекта приспособлений и инструмента для серийного производства.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ.
Порядок заключения договоров на серийную продукцию.

I. Договора на серийную поставку новых объектов могут быть заключены только после готовности объекта и выпуска чертежей лит. "А".
При заключении договора на объекты уже находящиеся в серийном производстве, вопрос о характере прилагаемых к договору чертежей (лит. "А" или "Б") решается в каждом отдельном случае поставщиком (Главком) и заказчиком (АБТУ).
II. Чертежи, технические условия, проверенные на изготовление и испытание эталона производства, для заключения договора на серийную поставку будущего года, должны быть согласованы заводом и заказчиком не позднее 15 октября предыдущего года, для чего завод представляет заказчику чертежи и техусловия не позднее 1-го октября.
Номенклатуру заказов будущего года АБТУ представляет не позднее 1-го августа. Технические условия, представленные заказчику, обязательно должны быть завизированы Начальником ОТК в смысле полноты материалов и его проверки на изготовлении и испытании эталонов.
III. Договора на серийную поставку продукции в следующем хозяйственном году должны быть заключены к 1-му ноября предыдущего года, с тем, чтобы за 2 месяца полностью подготовить производство к нормальному серийному выпуску с учетом отраженных в чертежах, приложенных к договору, улучшений и модернизации машин.
Договора должны визироваться Начальником ОТК в части полноценности чертежей и техусловий, прилагаемых к договору.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ.
Порядок внесения изменений в объекты, находящиеся в серийном производстве.

I. Выпуск машин с изменениями в существующей конструкции должен производиться только с 1-го января.
Внесение необходимых изменений на основе опыта войсковых осенних маневров может быть, в виде исключения, и с 1-го июня, но только на основании специального разрешения Главка и заказчика.
II. Внедрению в производство изменений конструкции или материала должно предшествовать:
1) Изготовление опытных образцов;
2) Экспериментальная проверка образцов в условиях эксплоатации;
3) Подготовка производства к серийному выпуску.
Пожелания об изменениях, необходимых для внедрения в серийное производство заказчик представляет:
не позже 1-го июня для машин, выпускаемых с 1-го января и
не позже 1-го декабря для машин, выпускаемых с 1-го июня.
III. Объем работ по усовершенствованию машин составлять на основе не только прямых указаний АБТУ, а и на основе замечаний эксплоатационного отдела, составленных по запросам эксплоатации, а также на основе замечаний ОТК и производства, составленных на основании практики работы по существующим чертежам и техусловиям при соответствующем утверждении АБТУ.
IV. Главным конструкторам заводов завести специальные журналы по типам машин для внесения всех потребных конструкторских изменений, с техническим обоснованием их, с указанием влияния изменений на качество машины, вплоть до мельчайших деталей.

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ.
Ремонт боевых машин на ремонтных базах Главка и модернизации машин, проходящих капитальный ремонт.

В обеспечение правильной постановки ремонтного дела устанавливается следующий порядок проработки перечней модернизации машин, представления заявок на производство ремонта и оформления заказа договорами.
I. Порядок проработки перечней модернизации:
1) Не позднее 1-го мая НКО (АБТУ) представляет в НКОП (VIII-ое Главное Управление) перечень необходимых работ по модернизации каждого типа машин, которые будут ремонтироваться в следующем году.
2) НКОП (VIII-ое Главное Управление) прорабатывает этот перечень в разрезе технической готовности рембаз к производству заявленных работ, и по согласовании проработанного материала с АБТУ, не позднее 1/VI передает уточненные перечни модернизации на головные заводы, для производства модернизации на эталонном объекте и подготовке техматериалов.
3) В период с 1/VI по 1/VIII заводы № 183, 174 и 37 производят работу по модернизации эталонной машины выпуска завода, одновременно подготовляя необходимые для производства работ чертежи и спецификации потребных деталей.
4) С 1/VIII по 15/VIII АБТУ производит приемку эталонной машины и утверждает перечень работ по модернизации на будущий год, а также чертежи деталей и узлов соответственно утверждаемого перечня.
5) Заводы 37, 174 и 183 прорабатывают технологию производства работ по модернизации на основе имеющегося образца и в объеме утвержденного перечня, размножают техматериалы (технологию, чертежи и спецификации) и рассылают их по рембазам, согласно распоряжений VIII-го Главного Управления по согласованию с АБТУ с тем, чтобы рембазы были обеспечены техматериалами до 1/Х.
II. Порядок представления заявок на ремонты и заключения договоров:
1) Не позднее 15 августа НКО (АБТУ) представляет VIII-му Главному Управлению следующие ориентировочные данные для договоров будущего года:
а) годовой план потребности в ремонте машин с указанием их количества по маркам и разверсткой по ремонтным базам НКОП и других наркоматов;
б) количество машин по каждому типу, нуждающихся в модернизации при капитальном ремонте (согласно проработанного и утвержденного НКО (АБТУ) и НКОП VIII Главн. Упр. перечня модернизации машин в будущем году);
в) количество необходимых ремонтов спецоборудования (вооружения, раций, оптики), поступающего в ремонт вместе с машинами.
2) VIII-ое Главное Управление к 1-му сентября составляет на основе полученных данных ориентировочные заявки на потребные в будущем году запчасти для ремонта, составляет план ремонтов по рембазам ремонтируемых машин и заявки на ремонты спецоборудования по кооперации и сдает весь материал в соответствующие планирующие организации. Вместе с тем, VIII-ое Главное Управление ведет работу по подготовке необходимых техматериалов для выполнения заказа будущего года.
3) Не позднее 15 ноября АБТУ представляет в VIII-ое Гл. Упр. уточненную заявку на ремонт в соответствии с п.п. а, б и в.
В период с 15/XI по 1/XII эта заявка окончательно согласовывается VIII-м Главным Управлением с АБТУ, в результате чего VIII-ое Главное Управление к 1/XII сообщает АБТУ проработанный и принятый на следующий год план ремонтов по каждому заводу.
В тоже время АБТУ согласовывает с VIII-м Главным Управлением проект прямых договоров с заводами на производство ремонтов и модернизаций.
4) В период между 1/XII и 20/XII проводится заключение прямых договоров между АБТУ и ремзаводами.

Отп. 14 экз.
№ 6599
мб 4/XII-38 г.
© Макаров А.Ю., Желтов И.Г., 2017
При любом использовании размещенных на данном сайте документов - обязательно указывать архивные реквизиты: архив, фонд, опись, дело, лист.
При любом использовании размещенного на данном сайте авторского текста - обязательно указывать имя автора и ссылку на сайт "Т-34 Информ"
Защищено законом по авторским правам.
Наша почта: email@t34inform.ru