Публикации > Желтов И.Г., Макаров А.Ю. "к 115-летию со дня рождения Николая Алексеевича Кучеренко" На Главную страницу

Желтов И.Г., Макаров А.Ю.

Николай Алексеевич Кучеренко

(к 115-летию со дня рождения)

Талантливый советский конструктор и организатор танкового производства Николай Алексеевич Кучеренко родился 6 января 1908 г. (24 декабря 1907 г. по старому стилю) в семье рабочего в поселке Лозовая Павлоградского уезда Екатеринославской губернии (ныне – Харьковская обл.).
«Родные (отец и мать), – писал Н.А. Кучеренко в 1947 г. в своей автобиографии, – происходят от крепостных крестьян, отец с 12 лет с 1897 г. работает на железнодорожном транспорте. Отец член партии с 1940 г. Мать домохозяйка. Я в 1914 г. поступил учиться в мужскую гимназию в приготовительный класс в г. Лозовая, где проучился до 1918 г. не закончив третий класс».

[РГАЭ. Ф. 8798. Оп. 2а. Д. 224. Л. 6 об.]

После реорганизации школьного обучения в 1918 г. Н.А. Кучеренко продолжил учебу в Лозовской трудовой и впоследствии в семилетней школе. В 1923 г. в пятнадцатилетнем возрасте окончил школу и после дополнительной подготовки и успешной сдачи конкурсного экзамена поступил 15 сентября 1923 г. в Харьковский техникум механической специальности им. С.Д. Маркова Южных железных дорог Народного комиссариата путей сообщений.
Полный курс обучения в техникуме Н.А. Кучеренко закончил 13 февраля 1930 г. Из автобиографии, написанной Н.А. Кучеренко в 1943 г.:

«Для получения и усвоения ряда производственных навыков в промежутках между переходом на высший курс обучения, во время летних каникул отбывал 2-х месячные производственные практики:
а/ в 1925 г. в вагонных мастерских в г. Крюкове – столяром и слесарем по ремонту пассажирских вагонов;
б/ в 1926 г. в паровозных мастерских в г. Полтава – кузнецом молотобойцем и слесарем по ремонту паровозов;
в/ в 1927 г. в паровозных мастерских в г. Харьков – формовщиком чугунолитейной и токарем по металлу;
г/ в 1928 г. в паровозном депо ст. Лозовая – кочегаром товарных поездов.
После теоретического курса обучения в Институте с 15 июля 1928 г. был направлен, для прохождения стажировки и получения права управления паровозом в ж.д. депо ст. Лозовая, где и проработал до 1 октября 1929 г. в качестве:
а/ помощника машиниста товарных поездов с 15 июля 1928 г. по 1 января 1929 г.
б/ машиниста товарных поездов с 1 января по 1 февраля 1929 г.
в/ машиниста пассажирских поездов с 1 февраля по 15 апреля 1929 г.
г/ техника участка службы тяги по ремонту и эксплуатации паровозов с 15 апреля по 1 октября 1929 г.
После прохождения практического стажа и выполнения дипломного проекта, "мощный товарный паровоз", я добился от НКПС разрешения работать в конструкторском бюро по паровозостроению на заводе ХПЗ им. Коминтерна (ныне завод № 183)»
.

[РГАЭ. Ф. 8798. Оп. 2а. Д. 224. Л. 32 – 33]

7 марта 1930 г. начальник техникума подписал справку о том, что Н.А. Кучеренко закончил полный курс обучения механического факультета и соответствует всем требованиям квалификации инженера-механика железнодорожного транспорта. Кроме этого, в справке было указано, что свидетельство об окончании ВТУЗа будет выдано после изготовления. С данной справкой Н.А. Кучеренко прибыл на Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна (далее – ХПЗ), в конструкторском бюро паровозного отдела которого с марта по июль 1930 г. трудился чертежником-конструктором.
В июле 1930 г. Харьковский техникум механической специальности был преобразован в Харьковский институт инженеров транспорта, и 15 июля 1930 г. Н.А. Кучеренко было выдано свидетельство об окончании этого высшего учебного заведения по специальности инженера-механика-железнодорожника.
После официального получения статуса инженера-механика Н.А. Кучеренко с 1 августа 1930 г. в связи с расширением на заводе фронта работ по изготовлению танка Т-24 был переведен в танковую техническую секцию тракторной технической конторы тракторного отдела ХПЗ на должность конструктора. Находясь в этой должности до июня 1931 г., участвовал в разработке чертежей деталей корпуса и башни танка Т-24, а также в техническом сопровождении конструкторской документации этого первого советского серийного среднего (маневренного) танка.

«Кадры конструкторов танкового конструкторского бюро, – вспоминал Н.А. Кучеренко – в основном представляющие из себя молодых инженеров и техников, явились теми первыми советскими танкистами, вокруг которых впоследствии развивалось танкостроение на ХПЗ».

[РГАЭ. Ф. 8798. Оп. 4. Д. 15. Л. 30]

1 июня 1931 г. Н.А. Кучеренко был назначен старшим конструктором «Танко-конструкторского бюро», специально созданного в танковом отделе Т2 ХПЗ и получившего в первой половине июня 1931 г. наименование «Т2К». Вместе с другими сотрудниками КБ и с конструкторами, прикомандированными из ряда организаций и заводов, участвовал в разработке конструкторской документации для обеспечения серийного выпуска быстроходного колесно-гусеничного танка БТ-2, прототип которого был закуплен в виде экспериментального образца у американского инженера Дж. Уолтера Кристи.

«Надо отметить, – писал Н.А. Кучеренко в 1946 г., – что в силу ряда причин образец танка Кристи, перед запуском в производство, был подвергнут значительной переработке, так как заимствованная конструкция американского танка требовала перевода размеров деталей на метрическую систему мер, замены шариковых подшипников, материалов и пр. Танк Кристи имел в образце целый ряд деталей (глушители, поддерживающие колеса [опорные катки], перегородки, пол и прочее) из алюминия, кроме этого танк Кристи не имел башни и вооружения, а поэтому эти устройства целиком были разработаны конструкторами ХПЗ».

[РГАЭ. Ф. 8798. Оп. 4. Д. 15. Л. 39]

Среди сохранившихся синек чертежей танка БТ-2 есть и те, в штампах которых имеется роспись Н.А. Кучеренко. Так, в графе «конструктор» чертежа № 29-С3 (Корпус Б-Т. Общий вид. Продольный разрез) стоит его роспись и указана дата – 26 июня 1931 г. Имеются его росписи и на чертежах № 29-34 (Связь носа корпуса), № 30-С1 и № 30-С2 (Общий вид башни. «Продольный разрез» и «Вид в плане»). 4 ноября 1931 г. Н.А. Кучеренко в графах «конструктор» и «контролер» расписался за выполненный им чертеж № 30С-3 (Поворотный механизм башни (сборочный чертеж). Б-Т).
Являясь одним из создателей конструкторской документации на корпус и башню танка БТ-2, Н.А. Кучеренко 3 – 5 октября 1931 г. принимает участие в работе совещания по вопросу изготовления и поставки Ижорским заводом для ХПЗ первых 50 комплектов броневых деталей корпусов и башен танка БТ-2 установочной серии. Осуществляя обеспечение технического сопровождения конструкторской документации в серийном производстве танков БТ-2, 24 марта 1932 г. Н.А. Кучеренко в качестве представителя ХПЗ участвует в работе совещания по пересмотру конструкции броневых деталей этой машины. Работая в составе КБ Т2К над улучшением боевых свойств танка БТ, в конце июля 1932 г. Н.А. Кучеренко участвует в работе комиссии по испытаниям опытного образца танка БТ-5.
С 1 ноября 1932 г. и до конца июня 1934 г. Н.А. Кучеренко в КБ Т2К ХПЗ возглавляет конструкторскую секцию по текущему производству, участвует в разработке конструкторской документации для обеспечения серийного производства танков БТ-5.
В начале 1933 г., в целях повышения профессиональной подготовки сотрудников завода Н.А. Кучеренко участвует совместно с капитаном Е.А. Кульчицким и своим непосредственным начальником – А.О. Фирсовым в создании на заводе «Высшей школы танковождения». В конце октября 1933 г. Н.А. Кучеренко в качестве члена экипажа принимает участие в контрольно-испытательном пробеге пяти танков БТ-5 по маршруту Харьков – Москва, который завершился 29 октября 1933 г. на Красной площади в 15 час. 40 мин. В ноябре 1933 г. под руководством Н.А. Кучеренко был создан опытный образец танка БДТ-1 (танк БТ-5 с быстроходным дизелем БД-2 № 1).

«Понимая, что военное дело не может стоять на месте, – вспоминал Н.А. Кучеренко, – наш заводской коллектив поставил перед собой задачу: заменить бензиновый мотор на мощный малогабаритный быстроходный дизель. Но в практике танкостроения такого дизеля еще не было. И тогда пришло решение – создать его... И двигатель был создан!
Однако он не сразу встал на свое место. Как строптивый конь, новый двигатель доставил немало хлопот. Во время испытаний модернизированной машины то и дело происходили различные поломки. Но конструкторы не отчаивались. Дизель постепенно стал "привыкать" – устойчиво работать на испытательном стенде и в опытном образце».

[Ибрагимов Д.С. – Броня Советов – М.: АНО ИИЦ «ИНСАН», 2008. С. 276 – 277]

Нужно отметить, что Н.А. Кучеренко являлся активным сторонником оснащения танков двигателями, работающими на дизельном топливе. Уже находясь на пенсии, в одной из бесед с известным историком отечественного танкостроения Д.С. Ибрагимовым, Н.А. Кучеренко рассказывал ему, как он «в разгар спора на заводском дворе использовал не самый научный, зато наглядный пример преимущества нового топлива. Он брал зажженный факел и подносил его к ведру с бензином – ведро мгновенно охватывало пламя. Потом тот же факел опускал в ведро с дизельным топливом – пламя гасло, как в воде...
И тут же добавлял: – Кто же из вас не знает, что пожар в танке угрожает взрывом боекомплекта, последствия которого непоправимы...»

[Ибрагимов Д.C. – Противоборство – М.: ДОСААФ, 1989. С. 50]

5 июля 1934 г. Н.А. Кучеренко был назначен помощником начальника танкового конструкторского бюро Т2К. Находясь в этой должности до конца февраля 1937 г., он продолжал осуществлять техническое сопровождение конструкторской документации находившегося в серийном производстве танка БТ-5, а также участвовал в разработке конструкторской документации и в обеспечении ею серийного производства легкого колесно-гусеничного танка БТ-7 различных модификаций. Для того чтобы представить объем отрабатываемой документации только по одному серийному танку, достаточно сказать, что, например, 4 сентября 1936 г., Н.А. Кучеренко направил в 5-й отдел Авто-бронетанкового управления РККА комплект (25 пачек) утвержденных чертежей, состоявший из 3621 синекопии, причем на большинстве чертежей стояла и его подпись.
В 1935 г. закончилась холостятская жизнь Н.А. Кучеренко.

«Мои родители, – вспоминала дочь Н.А. Кучеренко – Лариса Николаевна Васильева (Кучеренко), – отправились регистрироваться осенью 1935 года, накануне моего рождения.
С изменением в семейном положении ничего не изменилось в жизни Николая: он привык работать денно и нощно. Екатерина, начитавшись и наслушавшись о любви, приготовилась "к большому семейному счастью", а тут ничего похожего: муж целыми днями на заводе, приходит, много и быстро ест, быстро засыпает, встаёт ни свет ни заря. Говорить о его работе нельзя. Она возьмёт билеты в театр, в кино, даже в его любимую оперетту, которую она не любит, а он не может пойти. Ей приходится брать с собой подружку. Бывает, перед самым спектаклем прибегает он с завода прямо в зал и через минуту спит в кресле. Она, чуть не плача, толкает его в бок: вдруг захрапит, стыд какой!
Разочарование едва не довело Екатерину до ссоры с Николаем, но тут на авансцене их отношений явилась ее мама – Евфимия Лаврентьевна:
– Тебе судьба счастье дала. Человек – золото. Инженер. Надёжный. Его насквозь видно. Посмотри, как люди к нему льнут. Ты что, хотела бездельника себе под бок положить? Он, может, герой будет! Его грудь, может, орденами увешают! И мы гордиться им будем!
Сказала – как в воду глядела.
Теща Николаю досталась замечательная – Екатерина сдалась. Подыграли подружки: "Хоть он к вам в приймаки пришёл, а самый видный парень на всём заводе". С детства я ощущала, что между отцом и матерью сильная, крепкая связь, хотя они никогда её не подчёркивали».

[Васильева Л.Н., Желтов И.Г. – Николай Кучеренко. Пятьдесят лет в битве за танки СССР. – М.: РКПОО «Атлантида-XXI век»,
ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2009. С. 24 – 25]

После того, как в конце 1936 г. ХПЗ вошел в состав Народного комиссариата оборонной промышленности и получил наименование «Завод № 183 им. Коминтерна», КБ Т2К было реорганизовано в конструкторское бюро «190» (КБ-190). Возглавил это КБ М.И. Кошкин, а его заместителем 1 марта 1937 г. был назначен Н.А. Кучеренко. Из второй главы тома «Танковая техника» исторического очерка «История танкостроения на Уральском танковом заводе № 183 им. Сталина», написанной Н.А. Кучеренко в 1946 г.:

«К началу 1937 г. конструкторское бюро в целях повышения пулестойкости башни разработало новую сворную коническую башню с углом наклона бортов в 15º.
Для уменьшения износа проушин траков и для плавности зацепления была спроектирована и введена в серийное производство, так называемая, мелкозвенная гусеница.
Для огневой защиты танка с кормы, было спроектировано размещение пулемета в шаровой установке в нише башни. Спроектирована усиленная бортовая передача. Спроектировано усиление балансиров и осей управляемых колес.
Эти нововведения были подвергнуты испытанию на одном опытном образце опытного танка БТ-7 и в результате полученных хороших показателей, все мероприятия были введены в серийное производство со средины 1937 года».

[РГАЭ. Ф. 8798. Оп. 4. Д. 15. Л. 58]

Летом 1937 г. Н.А. Кучеренко участвует в организации постановки на серийное производство танка БТ-7 с 76,2-мм пушкой, установленной в башне Т-26-4 (танк БТ-7 артиллерийский), а также в проведении целого ряда опытно-конструкторских работ, в первую очередь связанных с установкой дизеля В-2 в танки БТ-5 и БТ-7.
1 ноября 1937 г. Н.А. Кучеренко назначен начальником конструкторского бюро «190» танкового отдела «100». В этой должности он пробудет до 6 мая 1939 г. Из воспоминаний конструктора завода № 183 В.Н. Васильева:

«Это был приятный человек, которого я знал и работал с ним на протяжении 9 лет, это был человек, который обращался к каждому по имени, просил и его называть только – Коля. Несмотря на его начальствующее положение у него все вопросы решались просто и хорошо, насколько я помню, без обиды или неприятности для кого либо ...
Н.А. Кучеренко мы все уважали за его энергию и тихий спокойный, но напористый характер в достижении той цели, которая пойдет на пользу формирования квалификации КБ-190».

[РГАЭ. Ф. 255. Оп. 1. Д. 44. Л. 77, 138]

Весной 1939 г. три конструкторских бюро, занимавшихся на заводе № 183 танковой тематикой, были объединены в одно – КБ-520. На заводе была введена новая должность – главный конструктор завода. Первым главным конструктором завода № 183 был назначен М.И. Кошкин, возглавлявший до этого КБ-24. Начальником КБ-520 был назначен А.А. Морозов, являвшийся до этого заместителем начальника КБ-24. Одним из двух заместителей начальника КБ-520 А.А. Морозова 6 мая 1939 г. был назначен Н.А. Кучеренко. Находясь в этой должности до октября 1940 г., Н.А. Кучеренко принимает активное участие в доводочных работах по подготовке к заводским и полигонным испытаниям опытных образцов танков А-20 и А-32. Участвует Н.А. Кучеренко и в разработке конструкторской документации для изготовления опытных образцов танка Т-34 – двух танков А-34, а за тем и в обеспечении этой документацией организации серийного производства на заводе № 183 нового среднего танка Т-34.
После того как коллектив завода № 183 простился с М.И. Кошкиным, умершим 26 сентября 1940 г., исполнение обязанностей главного конструктора завода было возложено на А.А. Морозова, а начальником КБ-520 с 1 октября 1940 г. был назначен Н.А. Кучеренко, который одновременно стал и заместителем главного конструктора. Этот дружный «конструкторский тандем» просуществует до августа 1947 г. В конце ноября 1940 г. под руководством А.А. Морозова и Н.А. Кучеренко началась модернизация «тридцатьчетверки». Причем улучшения боевых свойств машины осуществлялось в двух направлениях – так называемой малой и большой модернизации. Малая модернизация заключалась в оснащении серийного танка Т-34 76,2 мм пушкой Ф-34 и проведении работ по устранению основных дефектов, выявленных в ходе испытаний и войсковой эксплуатации танка. Большая модернизация танка Т-34 заключалась фактически в создании нового среднего танка с повышенным уровнем защиты, торсионной подвеской и командирской башенкой, удовлетворявшего всем требованиям ГАБТУ КА. Впоследствии этот танк получит индекс «Т-34М».
Отметим, что к началу Великой Отечественной войны практически все мероприятия, предусмотренные малой модернизацией, были реализованы, а вот изготовить опытный образец модернизированного танка Т-34М коллективу завода № 183 так и не удалось, несмотря на то что конструкторская документация на эту машину была полностью разработана. С началом войны все силы танкового производства завода № 183 были направлены на решение другой, более важной задачи – задачи по увеличению выпуска серийного танка Т-34. В начале сентября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение этого задания Н.А. Кучеренко вместе с большой группой работников завода № 183 был награжден орденом Красной Звезды.
С началом эвакуации завода № 183 из Харькова в Нижний Тагил, во второй декаде сентября 1941 г. Н.А. Кучеренко, назначенный начальником первого эшелона, руководил подготовкой к отправке конструкторской документации, необходимой для организации производства танка Т-34 на новом месте. Папки чертежей, калек, синекопий, другой документации были тщательно уложены в специально изготовленные плоские деревянные ящики, каждый из которых на Урале мог служить чертежным столом. 1 октября 1941 г. первый эшелон с группой эвакуированных из Харькова конструкторов, технологов и их семей, необходимой конструкторской документацией, моделями, штампами, уникальными станками прибыл в Нижний Тагил.
В октябре – декабре 1941 г. Н.А. Кучеренко участвует в переработке чертежей деталей, узлов и агрегатов танка Т-34, направленной на упрощение их конструкции и технологии изготовления применительно к условиям Уралвагонзавода. 18 декабря 1941 г. при непосредственном участии Н.А. Кучеренко был собран первый уральский танк Т-34.
В начале 1942 г. в рамках работ п упрощению конструкции танка Т-34 конструкторским бюро КБ-520 были внесены многочисленные изменения в его чертежи. В частности, без замены другими деталями на танке была отменена 5641 деталь, изготовляемая заводом и 714 деталей, поступавших по кооперации. Сокращена номенклатура нормалей по типоразмерам на 21 %. По броневым деталям корпуса танка трудоемкость по механической обработке была снижена с 260 до 80 нормочасов. В результате этих мероприятий танк Т-34 по конструкции стал более технологичным, а в силу этого стал проще и дешевле в изготовлении.
10 апреля 1942 г. Постановлением СНК СССР № 488 Н.А. Кучеренко вместе с М.И. Кошкиным и А.А. Морозовым за разработку конструкции нового типа среднего танка была присуждена Сталинская премия первой степени. Из воспоминаний А.А. Морозова:

«Несмотря на высокие достоинства танка Т-34 необходимо подчеркнуть, что машину эту делали не какие-то сверхчеловеки или невесть откуда явившиеся гении. Она – плод огромного энтузиазма, трудолюбия и патриотизма советских людей. Работникам нашего КБ не довелось учиться в знаменитых учебных заведениях, и не были им завещаны предшествующими поколениями традиции развитого машиностроения. Все они были детьми рабочих и крестьян страны, которая только становилась на ноги, заново создавая многие отрасли промышленности.
Таким был Михаил Ильич Кошкин. Возглавив КБ в 1937 году, он сумел правильно сориентировать коллектив, организовать его на трудное, но жизненно необходимое стране дело, вдохнуть в него веру в достижимость поставленной цели, заразить своей не знавшей пределов работоспособностью.
Таким был и его заместитель, сын железнодорожного машиниста Николай Алексеевич Кучеренко, являвшийся незаменимым работником благодаря своему знанию производства и умению контактировать с людьми».

[Т-34: путь к Победе: Воспоминания танкостроителей и танкистов / Сост.: К.М. Слободин, В.Д. Листровой. — 2-е изд.,
доп. – К.:Политиздат Украины, 1989. С 22 – 23]

Работая в Нижнем Тагиле начальником КБ-520 и заместителем главного конструктора завода № 183 до августа 1947 г., Н.А. Кучеренко занимался постоянным совершенствованием серийно выпускаемых танков Т-34 и Т-34-85, в разработкой опытных образцов танков Т-43, Т-34-85, Т-44 и Т-54, постановкой на серийное производство нового среднего танка Т-44 на харьковском заводе № 75.
21 января 1945 г. Н.А. Кучеренко Постановлением СНК СССР было присвоено звание инженера-полковника. Летом 1946 г. когда в Главном танковом управлении Министерства транспортного Машиностроения СССР потребовался высококвалифицированный главный конструктор, руководство завода № 183 рекомендовало на эту должность Н.А. Кучеренко. Так, начальник отдела руководящих кадров завода № 183 М. Ивлиев в справке от 9 июля 1946 г., в частности, отметил:

«За период своей непрерывной – с 1930 г. работы на заводе № 183 тов. Кучеренко проявил себя, как квалифицированный и опытный конструктор, авторитетный, хороший руководитель и администратор. Свой опыт и знания повседневно передает молодым конструкторам, систематически помогая им в работе.
Под руководством тов. Кучеренко и при его самом активном участии произведен целый ряд работ по усовершенствованию и освоению новых конструкций танков.
Отдел Руководящих кадров рекомендует тов. Кучеренко для утверждения в должности Главного конструктора Главного Танкового Управления Министерства».

[РГАЭ. Ф. 8798. Оп. 2а. Д. 224. Л. 7 – 8]

12 августа 1946 г. министр транспортного машиностроения СССР В.А. Малышев подписал приказ по личному составу № 106-к, которым Н.А. Кучеренко был назначен «главным конструктором Главного танкового управления (Главтанк) Министерства транспортного Машиностроения Союза СССР» с освобождением «его от работы на заводе № 183».
Однако приступить к выполнению обязанностей главного конструктора Главного танкового управления МТрМ Н.А. Кучеренко смог только через год – 1 августа 1947 г. Такая своеобразная отсрочка была вызвана тем, что коллектив завода № 183 форсированными темпами доводил конструкцию нового среднего танка Т-54 до требуемого уровня, а также перестраивал производство на изготовление этой боевой машины. На протяжении этих 12 месяцев Н.А. Кучеренко находился на заводе № 183 и занимался доработкой конструкторской документации, а также принимал участие в контрольных испытаниях двух головных образцов первой серии танков Т-54.
И только после завершения этих работ, на основании приказа № 192 заместителя начальника Главтанка Н.В. Барыкова, Н.А. Кучеренко с 1 августа 1947 г. приступил к работе в должности главного конструктора Главтанка МТрМ.
Немного освоившись в новой должности, Н.А. Кучеренко 27 ноября 1947 г. подал своему непосредственному начальнику – Н.В. Барыкову следующий рапорт:

«Прошу Вас о разрешении мне тарифного отпуска за 1947 г. и Вашего ходатайства перед Министром тов. Малышевым В.А. о выделении мне денег на лечение.
При разрешении этого вопроса, прошу учесть то обстоятельство, что в течение последних 8 лет я отпуском не пользовался, а за 18 лет работы на заводе лечением пользовался только дважды в 1935 и 1939 гг.»
.

[РГАЭ. Ф. 8798. Оп. 2а. Д. 224. Л. 12]

Данная просьба была удовлетворена и Н.А. Кучеренко удалось поправить пошатнувшееся здоровье.
Находясь в должности Главного конструктора Главтанка МТрМ, Н.А. Кучеренко в тесном сотрудничестве с сослуживцами участвует в подготовке проектов приказов по министерству о разработке нового среднего танка (Т-64 образца 1948 г.) и горизонтального оппозитного двигателя В-64 для него. Прилагает немало усилий, чтобы найти оптимальное решение для повышения надежности работы трансмиссии тяжелого танка ИС-4, изготавливаемого на Челябинском Кировском заводе. Особое место в деятельности отдела, возглавляемого Н.А. Кучеренко, занимает участие в работе по созданию плавающего танка Р-39 («Объект 101») и плавающего бронетранспортера Р-40 («Объект 102»). Участвует Н.А. Кучеренко и в подготовке материалов для принятия решения об организации серийного производства тяжелого танка ИС-7, а также решения о создании в Ленинграде головного отраслевого научно-исследовательского танкового и дизельного института № 100 (ВНИИ-100).
Являясь членом Танковой Секции Технического Совета МТрМ, Н.А. Кучеренко принимает непосредственное участие в подготовке проекта постановления Совета Министров СССР о разработке танкового огнемета для танка Т-54, в проработке тактико-технических требований на новый тяжелый танк массой не более 50 т, в техническом совещании с участием всех главных конструкторов танковых заводов и руководящих работников бронетанковых войск по вопросу «О состоянии работ по опытному образцу плавающего танка на Сормовском заводе». Совместно с главным инспектором МТрМ Г.О. Гутманом готовит материалы к совещаниям в Министерстве транспортного машиностроения по качеству танков Т-54 и о состоянии работ по опытному образцу плавающего танка на заводе «Красное Сормово».
В целях выправления неблагоприятного положения, сложившегося на заводе № 183 при освоении серийного производства нового среднего танка Т-54, Н.А. Кучеренко участвует в проработке вопроса об откомандировании 15 выпускников инженерных факультетов Военной академии бронетанковых и механизированных войск Советской Армии на завод № 183 в Нижний Тагил и своего возвращения на «родной» завод в должности главного инженера.
17 августа 1949 г. министр транспортного машиностроения СССР И.И. Носенко подписал приказ № 85-к, согласно которому Н.А. Кучеренко был назначен главным инженером Уральского танкового завода № 183 им. Сталина.
Прибыв на завод, Н.А. Кучеренко сразу же включился в работу по дальнейшему совершенствованию среднего танка Т-54 и повышению его надежности. В течение 1950 г. на заводе было внедрено 3954 постоянных технологических процесса. В 1951 г. перестраиваются и переоснащаются механосборочные и бронекорпусные цеха, расширяемые за счет вагонного производства, создается и внедряется новая высокоэффективная технология сборки танковых корпусов, вводятся в строй 49 поточных линий изготовления различных узлов и деталей танка Т-54. В следующем 1952 г. производится ревизия почти всех (свыше 6200) технологических процессов изготовления деталей и сборки танков Т-54. Одновременно принимаются меры по улучшению технического контроля наиболее важных узлов трансмиссии – внедряются стенды испытания под нагрузкой.
С учетом большого конструкторского, управленческого и производственного опыта Н.А. Кучеренко Постановлением Совета Министров СССР № 1534 от 29 марта 1952 г. был утвержден членом коллегии Министерства транспортного машиностроения, а 31 марта 1952 г. приказом министра транспортного машиностроения № 56-к Н.А. Кучеренко был назначен начальником Главного управления танкового производства МТрМ СССР. В этой должности Н.А. Кучеренко находился относительно недолго – один год. За это непродолжительное время возглавляемому им коллективу, наряду с организацией и обеспечением текущего серийного производства средних танков Т-54 и тяжелых танков ИС-4, удалось выполнить целый ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Н.А. Кучеренко участвует в разработке проектов постановления Совета Министров и приказов по министерству, касающихся проведения НИР и ОКР по созданию новых легких, средних, тяжелых и огнеметных танков, в работах по дальнейшему повышению огневой мощи, защищенности и подвижности средних и тяжелых танков, в создании опытных образцов зенитной самоходной артиллерийской установки ЗСУ-57-2 и бронированных средств эвакуации. Н.А. Кучеренко готовит предложения в Совет Министров СССР по организации серийного производства легкого танка ПТ-76, участвует в разработке мероприятий по повышению качества и долговечности серийно выпускаемых машин.
После принятия Советом Министров СССР Постановления № 928-398 от 28 марта 1953 г., предусматривавшего сокращение центрального аппарата, произошло объединение ряда министерств в одно – Министерство Транспортного и Тяжелого Машиностроения (МТрТМ). 20 марта 1953 г. начальник Главтанка Н.А. Кучеренко был назначен заместителем начальника Технического Управления по судостроению и специальной технике. В новой должности Н.А. Кучеренко продолжает активно участвовать в создании опытных образцов танков, самоходных артиллерийских установок, бронированного тягача, а также в разработке тактико-технических требований для новых средних и тяжелых танков и двигателей к ним. Составляет технические задания, карточки и планы на проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по бронетанковому вооружению и технике. Добивается своевременного изготовления и поставки узлов, агрегатов, оборудования для создания опытных образцов БТВТ. Он является одним из инициаторов ускорения создания опытных баз и укрепления конструкторских отделов заводов министерства. Принимает участие в подготовке и проведении совещаний «танкистов и мотористов», проводимых министром И.И. Носенко, по рассмотрению проектов новых танков, танковых двигателей, конструктивных проработок по защите танков от взрывной волны большой мощности и проработок заводов по увеличению «ходимости» гусеничных движителей. Совместно с начальником управления заказов бронетанкового вооружения и техники ГБТУ генерал-майором инженерно-технической службы A.M. Сычом Н.А. Кучеренко разрабатывает Положение о порядке рассмотрения и утверждения технической документации на серийную продукцию бронетанковой техники, выпускаемую заводами Министерства транспортного и тяжелого машиностроения. Кроме этого Н.А. Кучеренко принимает участие в подготовке уточненной технической документации на отдельные узлы и агрегаты танка Т-34-85 для отправки ее в Польшу, Чехословакию и Китайскую Народную Республику.
В связи с восстановлением в апреле 1954 г. Министерства транспортного машиностроения Н.А. Кучеренко согласно приказу министра № 2/к от 29 апреля 1954 г. был назначен начальником Первого главного управления МТрМ. В состав Первого главного управления в то время входили: Ленинградский Кировский машиностроительный и металлургический завод, Челябинский Кировский завод, Уральский вагоностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского, Харьковский завод транспортного машиностроения, Омский завод транспортного машиностроения им. Октябрьской революции, Свердловский машиностроительный завод, Курганский машиностроительный завод, Муромский завод им. Орджоникидзе, Рубцовский машиностроительный завод, а также ВНИИ-100.
Занимая такой ответственный пост, Н.А. Кучеренко в первую очередь направлял все усилия коллектива вверенного ему управления на обеспечение выполнения государственного плана всеми предприятиями отрасли по всем технико-экономическим показателям. Ежегодно он участвовал в составлении планов по выпуску валовой и товарной продукции Главка. Совместно с главным инженером Управления А.А. Дрозниным, находясь в тесном взаимодействии с начальником управления и заказов ГБТУ генерал-майором A.M. Сычом, постоянно вел работу по совершенствованию конструкции, улучшению технологичности и повышению надежности узлов и агрегатов находящихся в серийном производстве различных изделий.
В течение 1954 – 1957 гг. Н.А. Кучеренко вместе с сотрудниками технологического и планово-производственного отделов организовывал работу по подготовке производства и выпуску: средних танков Т-54А, Т-54АК, ТО-54; тяжелого танка Т-10А; самоходной артиллерийской установки СУ-122 («Объект 600»); зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2; танкового мостоукладчика МТУ-12; бронированного среднего танкового тягача БТС-2, а также артиллерийского тягача АТС («Объект 712»).
Целенаправленная работа по созданию средств механизации и автоматизации, привлечение общественности путем создания общезаводских и цеховых бюро экономического анализа, постепенное улучшение культуры производства и санитарно-технических условий труда – все эти мероприятия были направлены Н.А. Кучеренко на повышение качества выпускаемой продукции, снижение трудоемкости и повышение производительности труда.
В этот период проводятся работы по созданию опытных образцов средних и тяжелых танков, оснащенных двухплоскостными стабилизаторами основного оружия, элементами противоатомной защиты (ПАЗ), зенитными пулеметными установками, термической дымовой аппаратурой (ТДА), оборудованием для подводного вождения и индивидуальными навесными плавсредствами понтонного типа. Под руководством Н.А. Кучеренко возглавляемый им коллектив проводил: заводские испытания опытного образца танка Т-54М, тяжелой самоходной артиллерийской установки СУ-152 («Объект 268»); полигонные испытания опытных танков «Объект 139», «Объект 442» (танк Т-54 с ТДА), артиллерийского подвижного бронированного наблюдательного пункта (АПБНП); войсковые испытания опытного образца тяжелого танка «Объект 267» и зенитной самоходной артиллерийской установки ЗСУ-57-2; государственные испытания опытных образцов тяжелых танков «Объект 266» и «Объект 272».
В тесном взаимодействии с начальником бронетанковых войск генерал-полковником А.И. Радзиевским, начальником ГБТУ генерал-лейтенантом А.И. Благонравовым и председателем научно-технического комитета ГБТУ генерал-лейтенантом В.В. Орловским в середине 1950-х гг. руководимые Н.А. Кучеренко конструкторские отделы Первого главного управления и конструкторские бюро заводов, входящих в главк, были разработаны проекты нового среднего («Объект 140» и «Объект 430») и тяжелого (Объекты «277», «278», «279») танков, а также двигатели (В-55, 5ТД, 8Д12-П1, М850, ДТП-10, 2ДГ8-М, ГТД-1) к ним. Кроме того, были проведены работы по проектированию пусковых установок для тактических ракетных комплексов «Филин» и «Марс», осуществлена проработка возможности использования ракет в качестве основного или дополнительного оружия танка.
Согласно утвержденным Н.А. Кучеренко тематическим планам и техническим заданиям во ВНИИ-100 и его филиале – ФВНИИ-100 были продолжены работы по улучшению свойств катаной и литой брони, совершенствованию технологии и организации производства корпусов и башен легких, средних и тяжелых танков, созданию материалов и средств, обеспечивающих защиту танков в первую очередь от действия кумулятивных средств поражения и проникающей радиации, разработке и внедрению на бронекорпусных заводах автоматической сварки корпусов и башен танков Т-54 и Т-10 под керамическим флюсом, разработке и внедрению в танкостроение материалов более легких, чем сталь (сплавы на алюминиевой и титановой основе, пластмассы и др.).
В результате очередной реорганизации, 24 июня 1957 г. согласно приказу № 69-к заместителя министра транспортного машиностроения Н.А. Кучеренко был освобожден «от должности начальника Первого Главного управления Министерства транспортного машиностроения в связи с переходом на работу в Министерство оборонной промышленности СССР». Во исполнение приказа министра оборонной промышленности СССР № 82к от 28 июня 1957 г. Н.А. Кучеренко был назначен на должность начальника 12-го Главного управления Министерства оборонной промышленности СССР (с 14 декабря 1957 г. – Государственный комитет Совета Министров СССР по оборонной технике (ГКСМОТ), а с 13 марта 1963 г. – Государственный комитет по оборонной технике (ГКОТ) СССР). В период с 1957 по 1965 гг. основными направлениями в производственно-хозяйственной деятельности заводов 12-го Главного управления, возглавляемого Н.А. Кучеренко, было наращивание мощностей, создание новых образцов, совершенствование и освоение серийного выпуска специальных изделий и изделий гражданской продукции. Четко налаженное взаимодействие с Управлением производства и заказов бронетанковой техники ГБТУ МО было направлено прежде всего на повышение качества и надежности выпускаемых изделий. Была организована система проведения ежегодных межведомственных комиссий по рассмотрению и утверждению конструкторско-технической документации на производство и испытание каждого объекта БТВТ в целом и его комплектующих изделий в отдельности.
Продуманная и хорошо организованная Н.А. Кучеренко работа Главка позволила в этот период ежегодно выполнять план по основным технико-экономическим показателям. А ведь добиться ежегодного выполнения плана было достаточно сложно, так как номенклатура выпускаемых изделий заводами Главка в этот период включала производство как изделий военной, так и гражданской продукции. Основными видами военной продукции были: средние танки Т-54А, Т-54Б, Т-54БК, Т-55, Т-55А, Т-55К, Т-55АК, Т-62, Т-62К, «Объект 432» (Т-64); тяжелые танки Т-10М, Т-10МК; огнеметные танки ТО-54, ТО-55; истребитель танков ИТ-1 («Дракон»), самоходные пусковые установки «Объект 803», 2П4 («Объект 804»); зенитная самоходная артиллерийская установка ЗСУ-57-2; боевая машина 2П32; артиллерийские тягачи АТТ («Объект 401У»), АТС («Объект 712») и АТС-59 («Объект 650»), ГТ-Т; базовые шасси (Объекты «118», «123», «124», «405МУ», «409У», «426У»); седельный кран 8Т-26; цистерны для перевозки криогенных жидкостей 8Г52, 8Г54 и 8Г-513; контейнеры серии 15Я15; главные турбозубчатые агрегаты ГТЗА-615, ГТЗА-631, ГТЗА-635, ГТЗА-ТВ12, ГТЗА-ТСА2 для атомных подводных лодок.
Основными видами гражданской продукции являлись: магистральные тепловозы ТЭ7, ТЭ10, ТЭ11, ТЭ12, ТЭЗО, ТЭ40; трактор К-700; полувагоны 4-, 6- и 8-осные; различные дизель-генераторы; изделия культурно-бытового назначения (холодильники домашние КШ-200, столовые ложки, коньки хоккейные, дрели ручные, карнизы, табуретки и т.п.).
Являясь заместителем председателя секции научно-технического совета Государственного комитета оборонной техники (ГКОТ), Н.А. Кучеренко регулярно проводит заседания секции по профилю Управления, оформляет решения и утверждает их у председателя секции – заместителя председателя ГКОТ С.Н. Махонина. В этот период интенсивно проводятся работы по созданию опытных образцов новых средних (Объекты «140», «165», «166», «167», «430», «432», «434», «436») и тяжелых (Объекты «272», «770») танков; танков с ракетным управляемым вооружением (Объекты «150», «281», «282», «286», «287», «288», «434» и «775»); артиллерийских самоходных установок особой мощности (объекты «271» и «273»); принципиально новых боевых машин для мотострелковых (боевая машина пехоты «Объект 765») и десантных (боевая машина десантная «Объект 915») войск.
В рамках широкомасштабной «битвы за космос» на возглавляемое Н.А. Кучеренко ведомство в начале 1960-х гг. возложены работы по разработке «самоходной тележки для передвижения по грунту Луны». Работы по созданию шасси будущего «Лунохода» проводились во ВНИИ-100 под шифром «Шар».
После того как в марте 1965 г. Государственный комитет по оборонной технике СССР был преобразован в Министерство оборонной промышленности (МОП) СССР, Н.А. Кучеренко согласно приказу № 22к от 7 апреля 1965 г. был назначен начальником Главного управления бронетанковой техники и специальных автомашин (12-е Главное управление МОП СССР). С этого дня Н.А. Кучеренко как начальник Главка: отвечал за комплексное развитие бронетанковой промышленности в целях дальнейшего усиления обороноспособности страны и обеспечения Советской Армии новейшими видами вооружения, превосходящими по своему качеству и тактико-техническим данным образцы зарубежной военной техники; руководил всеми подведомственными промышленными предприятиями, опытными заводами, институтами, конструкторскими бюро и другими организациями; участвовал в разработке совместно с Министерством обороны СССР основных направлений развития военной техники, составлении и реализации планов НИОКР по созданию в кратчайшие сроки новых образцов БТВТ; обеспечивал развитие научной и опытной базы; руководил разработкой и обеспечением выполнения перспективных и текущих планов производства и поставок военной техники и гражданской продукции, капитального строительства, материально-технического обеспечения, мобилизационных планов выпуска военной техники и других планов по подведомственным предприятиям и организациям; принимал участие в составлении проектов текущих и перспективных планов развития оборонных отраслей промышленности, разработке проектов мобилизационных планов, проектов планов выпуска и поставок военной техники, капитального строительства и материально-технического обеспечения.
В ведение возглавляемого Н.А. Кучеренко 12-го Главного управления входили: ВНИИ-100 (г. Ленинград), филиал ВНИИ-100 (г. Москва), НИИД с КБ танкового электрооборудования (г. Москва), филиал НИИД (г. Челябинск), Всесоюзный проектно-технологический институт ВПТИ-12 (г. Москва), филиал ВПТИ-12 (г. Ленинград), завод № 480 (г. Муром), завод транспортного машиностроения им. Октябрьской революции (бывший завод № 174 г. Омск), ОКБ-174 (г. Омск), Рубцовский машиностроительный завод (г. Рубцовск), Челябинский завод электромашин (бывший завод № 255), Свердловский машиностроительный завод «Металлист» (бывший завод № 50), Курганский машиностроительный завод, Уралвагонзавод им. Ф.Э. Дзержинского (бывший завод № 183 г. Нижний Тагил), Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева (бывший завод № 75).
В период с апреля 1965 г. по июль 1968 г. основными направлениями в производственно-хозяйственной деятельности заводов, входивших в руководимое Н.А. Кучеренко 12-е Главное управление, было наращивание мощностей, создание новых образцов, совершенствование и освоение серийного выпуска специальных изделий и изделий гражданской продукции. При непосредственном участии Н.А. Кучеренко в Главке проводилась работа по повышению качества и надежности: средних танков Т-55, Т-55К, Т-55А, Т-55АК, Т-62, Т-62К, Т-64, Т-64А; огнеметного танка ТО-55; танковых мостоукладчиков; артиллерийских тягачей АТТ и АТС-59; турбин для подводных лодок проектов «667А», «670», «671»; магистральных тепловозов мощностью 3000 л.с.; 4-, 6- и 8-осных полувагонов; трактора К-700 «Кировец».
В связи с реорганизацией Министерства оборонной промышленности (МОП) СССР Н.А. Кучеренко на основании приказа № 236к от 14 августа 1968 г. был назначен начальником 7-го Главного управления этого министерства. В течение 10 месяцев (до ухода на пенсию) Н.А. Кучеренко основные усилия направляет на повышение надежности конструкции танка Т-64А («Объект 434») и организацию подготовки его серийного производства на заводе им. В.А. Малышева в г. Харькове, Уральском вагоностроительном заводе им. В.Э. Дзержинского в г. Нижнем Тагиле, Кировском машиностроительном и металлургическом заводе в г. Ленинграде и Заводе транспортного машиностроения им. Октябрьской революции в г. Омске.
Н.А. Кучеренко участвует в согласовании плана проведения НИОКР по развитию вооружения и военной техники Сухопутных войск на 1969 – 1975 гг. Ведет активную работу по созданию резервного (мобилизационного) варианта танка Т-64А с 4-тактным дизелем В-45 (Объекты «439», «172»), созданию танка Т-64А с газотурбинным двигателем («Объект 003»), созданию танка Т-64А с комплексом управляемого вооружения 9К112-1 «Кобра», участвует в создании перспективного танка по теме «НВ12-101-66».
20 мая 1969 г. Н.А. Кучеренко подал заявление министру оборонной промышленности С.А. Звереву, в котором ходатайствовал об освобождении от занимаемой должности начальника 7-го Главного управления МОП СССР в связи с состоянием здоровья и по возрасту. В заявлении Н.А. Кучеренко, в частности, указал: «С 1930 года работаю в области создания и производства бронетанковой техники (средние танки Т-24, БТ всех типов, Т-34, Т-44, Т-54, Т-62, 9 [Т-64] и 9А [Т-64А]). Общий трудовой стаж 44 года».
2 июня 1969 г. министр оборонной промышленности СССР С.А. Зверев подписал приказ № 96к, согласно которому Н.А. Кучеренко был освобожден «от обязанностей начальника 7-го Главного управления в связи с переходом на пенсию».
После ухода на заслуженный отдых Н.А. Кучеренко получает многочисленные благодарственные памятные адреса практически от всех коллективов учреждений, организаций и предприятий, с которыми долгие годы была связана его трудовая деятельность. Ниже процитируем некоторые выдержки из них:
«Ваш долгий и славный трудовой путь, – написали Н.А. Кучеренко сотрудники Главного управления МОП СССР в памятном адресе от 1 июля 1969 г., – является образцом бескорыстного и честного служения нашей великой Родине.
За 40-летний период трудовой деятельности в промышленности, Вы внесли достойный вклад в укрепление могущества нашего государства, а в годы Великой Отечественной войны принимали непосредственное участие в создании и производстве новой боевой техники, принесшей победу над врагом.
Среди работников Вы зарекомендовали себя душевным, чутким и внимательным руководителем, чем заслужили глубокое чувство любви и уважения к Вам со стороны подчиненных и сослуживцев».
«В Вашем лице
, – напишет 4 июля 1969 г. директор четырежды орденоносного Челябинского Кировского завода А. Любченко, – мы всегда чувствовали большое внимание к коллективу и постоянную помощь и поддержку в решении больших задач, которые ставились перед заводом».
Памятный адрес, полученный Н.А. Кучеренко 7 июля 1969 г. от коллектива Уралвагонзавода:
«Уважаемый Николай Алексеевич!
Коллектив рабочих, инженерно-технических работников и служащих Уральского вагоностроительного завода им. Ф.Э. Дзержинского в связи с Вашим уходом на заслуженный отдых от всей души желает Вам крепкого здоровья, бодрости и большого личного счастья.
Многолетним самоотверженным трудом на нашем заводе и в Министерстве Вы внесли большой вклад в борьбу нашего многотысячного коллектива за превращение завода в передовое социалистическое предприятие, в дело укрепления могущества нашей великой Родины.
Пусть этот скромный адрес напоминает о большом уважении к Вам уральских вагоностроителей.
Директор завода И. Крутяков»
.
В этот же день, 7 июля 1969 г., Н.А. Кучеренко получил памятный адрес от младшего поколения специалистов танковой отрасли:
«Уважаемый Николай Алексеевич!
Более тридцати лет Вы как один из ведущих специалистов отрасли вкладывали свой талант конструктора и организаторские способности в дело укрепления обороноспособности нашей любимой Родины.
С Вашим именем связано создание могучих машин, способствовавших разгрому врага на полях Великой Отечественной войны и обеспечивающих спокойный творческий труд Советского народа в годы мирного строительства.
Вы можете гордиться пройденным Вами творческим путем.
Для нас, младшего поколения специалистов отрасли, Ваша многолетняя плодотворная деятельность, Ваши выдающиеся достижения, как конструктора, Ваша глубокая принципиальность, как руководителя, являются примером достойным подражания»
.
В какой степени содержание полученных памятных адресов повлияло на решение Н.А. Кучеренко продолжить работу в «родном» министерстве, неизвестно, но 7 июля 1969 г. он подал заявление о зачислении на работу в Научно-технический совет МОП СССР «с окладом 120 р. и 3-х дневной рабочей неделей (вторник, среда, четверг)».
До конца жизни, в течение последующих 7 лет Н.А. Кучеренко работал заместителем председателя секции № 6 Научно-технического совета МОП СССР. На заседаниях этой секции в основном рассматривались вопросы, связанные с развитием бронетанкового вооружения и техники.
В начале 1970-х гг. Н.А. Кучеренко продолжает участвовать в заседаниях Коллегии МОП, на которых рассматривались вопросы, связанные с отработкой танка Т-64А с двигателем В-45 («Объект 172»); состоянием технологической подготовки серийного производства танков Т-64А на Уралвагонзаводе; отработкой танка Т-64А с ГТД и обеспечением изготовления партии этих танков в 1970 г.; ходом изготовления танков «Объект 172», строительством и вводом в эксплуатацию пусковых объектов на Уралвагонзаводе; выполнением работ по танку Т-64А с комплексом управляемого ракетного вооружения «Кобра», а также целый ряд других
Н.А. Кучеренко принимает участие в совместных совещаниях Министерства оборонной промышленности, Министерства машиностроения и представителей Министерства обороны, по вопросам повышения могущества вооружения и боеприпасов серийных танков, вооружения и боеприпасов для вновь разрабатываемых танков, а также о дальнейших перспективах развития танкового вооружения, приборов управления огнем и боеприпасов.
В первой половине 70-х гг. ХХ века под председательством Н.А. Кучеренко на заседаниях секции № 6 и объединенных заседаниях секций № 6, 1, 2 и 8 Научно-технического совета МОП СССР были рассмотрены: аванпроект боевого отделения танка Т-64А с двигателем В-45 («Объект 172») с размещением в нем 130-мм нарезной пушки с прицелом-дальномером «Кадр» и выстрелов к ней; технические предложения по созданию нового перспективного танка, разработанного в инициативном порядке Харьковским КБ по машиностроению при заводе им. Малышева; технического проекта боевой машины пехоты («Объект 768» и «Объект 769»), разработанного Челябинским тракторным заводом, и технических предложений Курганмашзавода («Объект 675» и «Объект 680»); технические предложения по созданию единого приборного комплекса «Штурм», позволяющего решать вопросы наблюдения за полем боя, выбора цели, ведения стрельбы из основного оружия как наводчиком, так и командиром, кругового наблюдения командиром за наземными и низколетящими целями и стрельбы по наземным и воздушным целям из зенитного пулемета; эскизные проекты упрощенного комплекса управления огнем танка Т-64А (шифр «Кадр-2»); результаты работ по теме «Техническое и экспериментальное обоснование путей повышения точности стрельбы из танков с артиллерийским вооружением» (шифр «Точность»); состояние работ по созданию новых и совершенствованию существующих броневых сталей для защиты легкобронированных машин бронетанковой техники; аванпроект системы дистанционной постановки дымовых завес для бронированных объектов – танков Т-64А, Т-62, Т-55А и БМП-1 (шифр «Туча»); проекты перспективных танковых поршневых двигателей и семейств на их базе; аванпроект силовой установки танка «Объект 219» с газотурбинным двигателем ВТДТ-1000Т; аванпроект газотурбинного двигателя ГТД-500 для новой боевой машины пехоты и нового легкого плавающего авиатранспортабельного танка; аванпроекты ракетных комплексов «Таран» и «Шиповник»; технические предложения Ленинградского Кировского завода и завода «Баррикады» по созданию 203-мм самоходной установки «Пион-II»; эскизный проект машины технического обслуживания и ремонта танков и БМП (шифр «Агрегат»), разработанный Харьковским заводом им. В.А. Малышева и др.
В 1972 – 1976 гг. Н.А. Кучеренко вместе с коллективом единомышленников ведет активную работу по оснащению Советской Армии единым образцом основного танка – танком Т-64А и его модернизированным вариантом – танком Т-64Б («Объект «447»).
Более 20 лет Н.А. Кучеренко являлся главным редактором отраслевого научно-технического журнала «Вестник бронетанковой техники» и в течение 17 лет возглавлял Государственную экзаменационную комиссию МВТУ им. Н.Э. Баумана.

14 сентября 1976 г. в ряде центральных газет был опубликован некролог, который начинался словами: «13 сентября 1976 года после тяжелой болезни на 69-м году жизни скончался Николай Алексеевич Кучеренко, талантливый конструктор и крупный организатор советского машиностроения, член КПСС с 1942 года, персональный пенсионер союзного значения».



Николай Алексеевич Кучеренко – трижды лауреат Сталинских премий за участие в создании и совершенствовании танков Т-34 (1942 г.), Т-34-85 и Т-44 (1946 г.), Т-54 (1948 г.). Награждён орденами Ленина (1942 г.), Отечественной войны 1-й степени (1945 г.), орденом Трудового Красного Знамени (1944 г.), двумя орденами Красной Звезды (1941, 1944 гг.), медалями.
© Макаров А.Ю., Желтов И.Г., 2023
При любом использовании размещенных на данном сайте документов - обязательно указывать архивные реквизиты: архив, фонд, опись, дело, лист.
При любом использовании размещенного на данном сайте авторского текста - обязательно указывать имя автора и ссылку на сайт "Т-34 Информ"
Защищено законом по авторским правам.
Наша почта: email@t34inform.ru