Публикации > Желтов И.Г., Макаров А.Ю. "От легких танков БТ к среднему танку Т-34" На Главную страницу


1. Какие танки нужны Красной Армии >> Следующая глава

Желтов И.Г., Макаров А.Ю.

От легких танков БТ к среднему танку Т-34

Отправной точкой в создании легендарного среднего танка Т-34 можно считать 15 августа 1937 г. – день, когда было принято Постановление № 94сс Комитета обороны при СНК СССР «О типах танков для вооружения танковых войск РККА и о танках для производства в 1938 году». Этим документом Комитет обороны устанавливал для вооружения танковых войск РККА четыре новых типа танков и два новых типа бронеавтомобилей, серийное производство которых промышленность должна была освоить, начиная с января 1939 г. Одним из новых типов танка, указанных в Постановлении № 94сс, являлся колесно-гусеничный танк БТ с тремя парами ведущих колес, дизелем и противопульной броневой защитой. В результате работ по проектированию этой боевой машины, проводившихся под руководством М.И. Кошкина на заводе № 183 им. Коминтерна, были созданы сначала опытные танки А-20 и А-32 и в конечном итоге – средний танк Т-34.
Необходимо отметить, что знаковое в истории танка Т-34 Постановление № 94сс Комитета обороны при СНК СССР являлось дальнейшим развитием системы бронетанкового вооружения РККА, утвержденной на вторую пятилетку Постановлением № 71сс Совета Труда и Обороны от 13 августа 1933 г. О том, как развивались взгляды на боевое применение танков, и в соответствии с ними формировалась система бронетанкового вооружения РККА, будет рассказано в главе «Какие танки нужны Красной Армии».

1. Какие танки нужны Красной Армии

К середине 30-х гг. ХХ века в Советском Союзе были достигнуты грандиозные по масштабам того времени успехи в деле создания и наращивания промышленного потенциала, позволившие обеспечить рост оборонного могущества нашей страны в предвоенные годы. Благодаря успехам социалистического строительства первых пятилеток, СССР из страны аграрной превратился в ведущую индустриальную державу.
Выступая 4 мая 1935 г. в Кремлевском дворце перед выпускниками военных академий Красной Армии, Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин так описал индустриальное преобразование страны:

«Вы знаете, что мы получили в наследство от старого времени отсталую технически и полунищую, разоренную страну. Разоренная четырьмя годами империалистической войны, повторно разоренная тремя годами гражданской войны, страна с полуграмотным населением, с низкой техникой, с отдельными оазисами промышленности, тонувшими среди моря мельчайших крестьянских хозяйств, – вот какую страну получили мы в наследство от прошлого. Задача состояла в том, чтобы эту страну перевести с рельс средневековья и темноты на рельсы современной индустрии и машинизированного сельского хозяйства. Задача, как видите, серьезная и трудная. Вопрос стоял так: ЛИБО мы эту задачу разрешим в кратчайший срок и укрепим в нашей стране социализм, ЛИБО мы ее не разрешим и тогда наша страна – слабая технически и темная в культурном отношении – растеряет свою независимость и превратится в объект игры империалистических держав.
Наша страна переживала тогда период жесточайшего голода в области техники. Не хватало машин для индустрии. Не было машин для сельского хозяйства. Не было машин для транспорта. Не было той элементарной технической базы, без чего немыслимо индустриальное преобразование страны. Были только отдельные предпосылки для создания такой базы. Надо было создать первоклассную индустрию. Надо было направить эту индустрию на то, чтобы она была способна реорганизовать технически не только промышленность но и сельское хозяйство, но и наш железнодорожный транспорт. А для этого надо было пойти на жертвы и навести во всем жесточайшую экономию, надо было экономить и на питании, и на школах, и на мануфактуре, чтобы накопить необходимые средства – для создания индустрии. Другого пути для изживания голода в области техники не было.
<...>
Понятно, что в таком большом и трудном деле нельзя было ждать сплошных и быстрых успехов. В таком деле успехи могут обозначиться лишь спустя несколько лет. Необходимо было поэтому вооружиться крепкими нервами, большевистской выдержкой и упорным терпением, чтобы преодолеть первые неудачи и неуклонно идти вперед к великой цели, не допуская колебаний и неуверенности в своих рядах.
Вы знаете, что мы вели это дело таким именно образом. Но не у всех наших товарищей хватило нервов, терпенья и выдержки. Среди наших товарищей нашлись люди, которые после первых же затруднений стали звать к отступлению. Говорят, что "кто старое помянет, тому глаз вон". Это, конечно, верно. Но у человека имеется память, и невольно вспоминаешь о прошлом при подведении итогов нашей работы. Так вот, были у нас товарищи, которые испугались трудностей и стали звать партию к отступлению. Они говорили: "Что нам ваша индустриализация и коллективизация, машины, черная металлургия, тракторы, комбайны, автомобили? Дали бы лучше побольше мануфактуры, купили бы лучше побольше сырья для производства ширпотреба и побольше бы давали населению всех тех мелочей, чем красен быт людей. Создание индустрии при нашей отсталости, да еще первоклассной индустрии – опасная мечта".
Конечно, мы могли бы 3 миллиарда рублей валюты, добытых путем жесточайшей экономии и истраченных на создание нашей индустрии, – мы могли бы их обратить на импорт сырья и усиление производства предметов широкого потребления. Это тоже своего рода "план". Но при таком "плане" мы не имели бы ни металлургии, ни машиностроения, ни тракторов и автомобилей, ни авиации и танков. Мы оказались бы безоружными перед внешними врагами. Мы подорвали бы основы социализма в нашей стране. Мы оказались бы в плену у буржуазии, внутренней и внешней.
Очевидно, надо было выбирать между двумя планами: между планом отступления, который вел и не мог не вести к поражению социализма, и планом наступления, который вел и, как знаете, уже привел к победе социализма в нашей стране. Мы выбрали план наступления, и пошли вперед по ленинскому пути, оттерев назад этих товарищей как людей, которые видели кое-как только у себя под носом, но закрывали глаза на ближайшее будущее нашей страны, на будущее социализма в нашей стране.
<...>
Да, товарищи, мы пошли уверенно и стремительно по пути индустриализации и коллективизации нашей страны. И теперь этот путь можно считать уже пройденным. Теперь уже все признают, что мы добились на этом пути громадных успехов. Теперь все признают, что мы имеем уже мощную и первоклассную промышленность, мощное и механизированное сельское хозяйство, развертывающийся и идущий в гору транспорт, организованную и прекрасно оснащенную Красную армию».

[Газета «Правда» № 123 от 6 мая 1935 г.
Здесь и далее в цитируемом тексте орфография и пунктуация приводится в соответствии с источниками]

Начало индустриализации, как составной части «триединой задачи по коренному переустройству общества» (индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и культурная революция), было положено первым пятилетним планом развития народного хозяйства («пятилеткой»), рассчитанным на период с 01 октября 1928 г. по 01 октября 1933 г. Главной задачей первой пятилетки являлось наращивание экономической и военной мощи государства максимально высокими темпами. Благодаря самоотверженному труду советского народа, эта задача была успешно решена, первый пятилетний план в конце 1932 г. был выполнен досрочно за четыре года и три месяца. Созданная за первую пятилетку промышленная база позволила провести масштабное перевооружение Красной Армии, в том числе и оснащение её современным автобронетанковым вооружением. За время первой пятилетки оборонные расходы СССР выросли до 10,8 % бюджета. Но вернемся немного назад и рассмотрим, в каком же современном бронетанковом вооружении нуждалась Красная Армия.
В период зарождения и начального развития отечественных танковых войск, охватывающий 20-е гг., практически все вопросы, связанные с созданием танков и разработкой теории их применения, приходилось решать с «нуля», так как Красная Армия не получила в «наследство» от царской армии ни танков, ни какого-либо опыта их применения. Однако, несмотря на целый ряд трудностей, характерных для этого периода, уже в начале 20-х гг. наметилось некоторое оживление военно-теоретической мысли в области применения танков. С марта 1921 г. стал выходить специальный журнал «Броневое дело», в котором освещались различные вопросы тактики и техники бронетанкового дела. Появились первые советские труды, посвященные вопросам использования танков.
Результаты обобщения опыта Первой мировой и Гражданской войн легли в основу первых официальных руководств РККА по тактике применения танков. В сентябре 1920 г. была издана Инструкция по боевому применению танков, а в 1925 г. вышел в свет Временный боевой устав броневых сил РККА. Это были первые советские танковые уставы, в которых излагались основные положения по применению броневых войск. Броневые войска (танки, бронеавтомобили, бронепоезда) рассматривались в тот период как вспомогательное средство борьбы. Поэтому в уставах указывалось, что основное предназначение броневых частей состоит в поддержке пехоты и конницы при нанесении ударов по врагу.
К концу 20-х гг. стало налаживаться производство отечественных образцов бронетанкового вооружения. С ноября 1927 г. начался серийный выпуск танков МС-1 (Т-18), а в 1928 г. – бронеавтомобилей БА-27. Этими боевыми машинами укомплектовывались первые танковые и мотомеханизированные части Красной Армии. Начавшееся оснащение армии бронетанковым вооружением способствовало дальнейшему развитию военно-теоретической мысли. Наметилась тенденция к изысканию новых форм применения и способов действий танков в бою. Согласно этим новым взглядам, получившим отражение во Временной инструкции по боевому применению танков (1928 г.) и в Полевом уставе РККА 1929 г., танки в наступательном бою предусматривалось использовать не только в тесном взаимодействии с пехотой, но и в виде передового, свободно маневрирующего эшелона, действующего вне огневой и зрительной связи с общевойсковыми частями с задачей подавления или уничтожения артиллерии, ближайших резервов, командных пунктов, узлов связи и других важных объектов противника.
Необходимо отметить, что такая форма тактического использования танков отображала зарождавшуюся на тот момент теорию глубокого боя, получившую свое наиболее полное и законченное развитие в первой половине 30-х гг. Естественно, что для выполнения этих новых боевых задач требовалась техника с новыми тактико-техническими характеристиками.
Для реализации на практике новой доктрины применения танков, в 1929 г. была сформулирована первая система «танко-тракторно-авто-броне-вооружения РККА», утвержденная на заседании Революционного военного совета СССР 18 июля 1929 г. протоколом № 29. Согласно этому документу в первой пятилетке промышленность должна была разработать и освоить серийный выпуск боевых и транспортных машин со следующими тактико-техническими характеристиками:

«а) танкетка (колесно-гусеничная). Назначение – разведка, внезапное нападение. Вес – не более 3,3 т. Желательно понижение веса до 2,5 и 2 т. Скорость – не менее 60 км на колесном ходу и 40 км – на гусеничном. Броня должна гарантировать от пробивания бронебойными пулями с дистанции 300 м. Вооружение – 1 пулемет с горизонтальным обстрелом 360° или два, не одновременно действующих с горизонтальным обстрелом 360°. Боекомплект не менее 2,5 тыс. патронов. Команда – 2 чел. Радиус действия 300 км на гусеничном ходу, 450 – на колесном. Ширина перекрываемого препятствия – не менее 1,25 м, высота – 0,5 м, глубина брода – 0,75 м (желательна плавучесть). Диаметр сваливаемых деревьев 10 см. Переход от колесного на гусеничный ход не более 0,5 мин., не выходя из танкетки. Высота танкетки – не более 1,5 м. Кроме того, сконструировать танкетку с теми же данными, но вооруженную одной 37-мм пушкой с задачей противотанковой борьбы;
б) малый танк. Назначение – ударное средство механизированных соединений, прорыв в условиях маневренного боя. Вес – не более 7 – 7,5 т. Скорость – 25 – 30 км/ч. Толщина брони должна гарантировать от пробивания 37-мм снарядом при начальной скорости 700 м/с с 1 тыс. м. Вооружение — одна 37-мм пушка и 2 пулемета, из них один, не одновременно с пушкой действующий. Боекомплект – не менее 75 шт. снарядов и 3,5 тыс. патронов. Команда – 3 чел. Радиус действия 200 км. Ширина горизонтального препятствия не менее 2 м. Высота препятствия – 0,6 – 0,8 м. Глубина брода не менее 1,3 м (желательно плавучесть). Диаметр сваливаемых деревьев 20 см. В опытном порядке конструировать также колесно-гусеничный малый танк с теми же данными, но с допуском веса не более 8 т., скоростью на колесном ходу 45 км/ч и радиусом действия на колесном ходу 300 км (Впредь до сконструирования нового малого танка допустить на вооружение частей РККА танк MC-1, АУ УС РККА принять все меры к увеличению скорости его хода до 24 – 25 км);
в) средний танк. Назначение – прорыв укрепленной полосы в условиях как маневренных, так и позиционных. Вес – не более 15 – 16 т. Скорость – 25 – 30 км. Толщина брони должна гарантировать от пробивания 37-мм снарядом (при начальной скорости 700 м/с) на дистанции 750 м. Вооружение – одна 45-мм пушка и три одновременно действующих пулемета. Боекомплект не менее 100 снарядов и 5 тыс. патронов. Число команды – 4 – 5 чел. Радиус действия 200 км. Ширина перекрываемого препятствия – не менее 2,5 м. Высота – 1 м, глубина брода не менее 1,3 м. Диаметр сваливаемых деревьев – 30 см;
г) по отношению к большому танку ограничиться пока теоретической разработкой вопроса, предложив ВПУ ВСНХ к 1 октября 1930 г. представить эскизный проект, после чего и решить вопрос о включении его в систему вооружения;
д) самоходная пушка механизированных частей. Назначение – подготовка и поддержка танковой атаки, борьба против танков (артиллерия сопровождения механизированных частей). Шасси малого танка. Калибр – 76 мм. Вес – не более 7 – 7,5 т. Скорость хода – 25 – 30 км. Броня 7 – 10 мм. Угол возвышения – не менее 30°. Горизонтальный угол 12°. Орудие должно представлять полный стандарт в смысле тела и затвора с дивизионной или полковой пушкой. На установке перевозится не менее 24 патронов и 2 чел. орудийных номеров;
е) самоходная зенитная пулеметная установка. Назначение – охрана механизированных частей на походе и в бою от штурмовой авиации (бреющий полет). Шасси малого танка или среднего трактора. Вес – 7 – 7,5 т. Скорость хода – 25 – 30 км. Броня 7 – 10 мм. Вооружение – универсальный 4-ствольный станковый пулемет, калибром 7,62 мм. Установка должна перевозить не менее 2 чел. команды и 4 тыс. патронов;
ж) самоходная зенитная пушечная установка. Назначение – оборона механизированных частей на походе и в бою от штурмовой и бомбардировочной авиации, подвижное противотанковое средство. Шасси малого танка или среднего трактора. Вес – 7 – 7,5 т. Скорость хода – 25 – 30 км/ч. Бортовая броня 7 – 10 мм. Вооружение – спаренная 37-мм зенитная пушка. Установка должна перевозить не менее 2 чел. орудийных номеров и 100 выстрелов;
з) по отношению к транспортеру пехоты на шасси малого танка ограничиться пока теоретической разработкой вопроса, предложив ВПУ ВСНХ к 1 октября 1930 г. представить эскизный проект, после чего и решить вопрос о включении его в систему вооружения;
и) радио-трактор. Назначение – связь крупных танковых соединений. Шасси малого танка или среднего трактора. Вес – 7 – 7,5 т. Скорость хода – 25 – 30 км/ч. Толщина бортовой брони (щитки) – 7 – 10 мм. Станция телеграфно-телефонная. Радиус действия (телеграфом) станций 250 км при остановке. Работа с хода на дистанцию — не менее 50 км. Для обслуживания станции допускается иметь вторую аналогичную первой машину;
к) дымовой танк. Назначение – выпуск мощных дымовых завес. Шасси малого танка или среднего трактора. Вес – 7 – 7,5 т. Скорость хода – 25 – 30 км/ч. Толщина брони – 7 – 10 мм;
л) по отношению к мостовому танку ограничиться пока теоретической разработкой, предложив ВПУ ВСНХ к 1 октября 1930 г. представить эскизный проект, после чего и решить вопрос о включении его в систему вооружения
м) легкий трактор. Назначение – перевозка материальной части дивизионной артиллерии, перевозка личного и командного состава и всех частей моторизованной артиллерии. Вес – 3 – 3,5 т. Максимальная скорость движения с прицепкой – 25 – 30 км. Движитель гусеничный;
н) средний трактор. Назначение – перевозка орудий АРГК, весящих в походном положении не свыше 7 т. Перевозка корпусной артиллерии, перевозка грузов механизированных соединений (обоз 2 разряда). Шасси должно быть возможно более стандартизировано с шасси легкого танка. Желателен полный стандарт. Вес – около 7 т. Вес прицепного груза – 7 – 7,5 т. Максимальная скорость движения с прицепным грузом 20 км. Движитель гусеничный (Впредь до сконструирования новых среднего и малого тракторов допустить на вооружение РККА тракторы "Большевик" и "Коммунар". АУ УС РККА принять меры к увеличению скорости означенных тракторов согласно плану модернизации);
о) тяжелый трактор. Назначение – перевозка орудий АРГК особой мощности и всех тяжелый грузов. Вес – около 11 т. Вес прицепного груза – 11 – 12 т. Максимальная скорость движения с прицепным грузом 15 км.
З. Признать не нужным конструирование специальной новой бронемашины и поручить УС РККА совместно с промышленностью проработать вопрос о приспособлении ныне установленных в производство машин, а именно:
а) "Форд" – модель "А";
б) "Форд" – марки "АА" с задним мостом "Джембо" или другой конструкции;
в) автокар грузовой.
4. Принять следующее требование к приспособленным машинам:
а) легкий бронеавтомобиль ("Форд", модель "А"). Назначение – подвижное огневое средство в составе разведывательных частей. Вооружение – 2 пулемета, из них 1 – с приспособлением для воздушной стрельбы. Броня отсутствует, но имеется впереди щит от пуль. Желательно приспособление третьей оси. Максимальная скорость движения по дороге – 80 – 100 км. Вес машины – не более 1,5 км. Команда – 3 чел. Емкость машины должна допускать размещения не менее 2 тыс. патронов. Радиус действия 250 км. Кроме того, признать необходимым конструирование той же машины, но для 37-мм пушки с круговым обстрелом вместо пулемета;
б) средний бронеавтомобиль ("Форд АА" с задним мостом "Джембо" или другой конструкции). Назначение – боевая разведка в составе разведывательных отрядов и механизированных соединений. Вооружение – 2 пулемета, из них 1 с круговым обстрелом. Броня должна давать гарантию от пробивания обыкновенными пулями с дистанции 150 – 200 м. Максимальная скорость движения по дороге – 50 км. Вес машины – не свыше 3,8 т. Количество команды – 3 чел. Радиус действия 200 км. Емкость машины должна допускать размещение не менее 3 тыс. пулеметных патронов.
в) тяжелый бронеавтомобиль (автокар грузовой). Назначение – тяжелая разведывательная машина и средство противотанковой борьбы. Вооружение – одна 37-мм пушка и пулемет (не одновременно действующий) с круговым обстрелом и один пулемет для стрельбы в направлении движения (угол обстрела 25 – 30°). Бронемашина должна давать гарантию от пробивания бронебойными пулями на дистанции до 500 м. Число осей – 3. Машина должна иметь заднее рулевое управление. Скорость движения по дороге не менее 50 км. Вес машины – не свыше 6 т. Команда – 4 чел. Радиус действия 200 км. Емкость машины должна допускать размещение не менее 75 орудийных выстрелов, 3 тыс. пулеметных патронов и запас горючего на 5 – 6 часов среднего хода. (Впредь до окончательной разработки приспособления для военных целей указанных машин допустить на вооружение РККА бронемашину БА-27 )».

[РГВА. Ф. 4. Оп. 18. Д. 15. Л. 190 – 203]

Для молодой, развивающейся советской промышленности выполнение этого задания было поистине непростым делом. Тем не менее, несмотря на трудности, система бронетанкового вооружения на первую пятилетку в основном была выполнена, а по ряду позиций и перевыполнена.

В первой пятилетке Красная Армия получила на вооружение современные типы танков, спроектированные как на основе лучших заграничных образцов, так и собственной разработки. Промышленностью было освоено массовое производство танкеток Т-27, легких двухбашенных танков Т-26, сменивших собой устаревшие танки МС-1 (Т-18), изготовлена опытная серия средних танков Т-24. Также на массовое производство был поставлен быстроходный колесно-гусеничный танк БТ-2, не предусмотренный действовавшей системой бронетанкового вооружения и являвшийся на тот момент одним из самых современных танков в мире.
Для замены морально устаревавших танкеток Т-27 и средних танков Т-24, к концу первой пятилетки были разработаны и изготовлены опытные образцы разведывательного плавающего танка Т-37 и среднего трехбашенного танка Т-28, а также опытный образец тяжелого пятибашенного танка прорыва Т-35. При этом все перечисленные опытные образцы танков по своим основным тактико-техническим характеристикам превосходили требования заданные действовавшей системы бронетанкового вооружения. Промышленность готовилась к их серийному выпуску. Кроме этого в 1932 г. были успешно проведены опытные работы по усилению огневой мощи серийных танков Т-26 и БТ-2 – вооружению их 45-мм танковой пушкой, и по созданию новых типов специальных танков. На базе танка Т-26 были изготовлены опытные образцы мостового танка и химизированного танка, вооруженного «приборами огнеметания, дымопуска и заражения местности отравляющими веществами».
В конечном итоге достигнутые в первой пятилетке результаты в области танкостроения привели к пересмотру «оперативно-тактических взглядов на применение танков». Народный комиссар по военным и морским делам К.Е. Ворошилов дал следующую оценку работе, проведенной в первой пятилетке по оснащению Красной Армии современным вооружением:

«Система авто-броне-танкового вооружения, с которой мы вступили в первую пятилетку, в основном, была построена на принципе внедрения танков в общевойсковые соединения, как средства их усиления при действиях в тактической зоне.
Однако, на основе лучших заграничных типов и ряда собственных совершенных конструкций в течении Первой Пятилетки удалось поставить на массовое производство образцы наиболее совершенного танкового вооружения, и эти технические достижения создали прочные предпосылки к коренному изменению оперативно-тактических взглядов на применение танков и потребовали решительных организационных изменений мотомеханизированных войск в сторону:
1) Создания самостоятельных мехсоединений;
2) Создания мощного танкового резерва Главного Командования;
3) Организационного оснащения мехчастями кавалерийских дивизий и бригад;
4) Органическое оснащение танковыми частями стрелковых дивизий.
Успехи социалистического строительства обеспечили создание своей собственной авиационной, автотракторной и танковой базы, и Первая Пятилетка превратила РККА из армии в отношении механизации отсталой – в армию передовую, и во всяком случае, по числу и качеству боевых машин, не уступающую самой сильной капиталистической армии».

[АП. Особая папка. Ф. 3 Оп. 46. Д. 381 Л. 134]

Период начала 30-х гг. характеризовался бурным развитием военно-теоретической мысли на базе новых возможностей, связанных с индустриализацией страны и общей технической реконструкцией Красной Армии, и в частности с массовым оснащением её разнообразными образцами бронетанкового вооружения и техники. Броневые силы Красной Армии из рода оружия превратились в самостоятельный род войск, имевший в своем составе танковые и механизированные части и соединения различного назначения.
В начале второй пятилетки, в 1933 г., на серийное производство были поставлены следующие танки: разведывательный плавающий танк Т-37, легкий танк Т-26 с 45-мм пушкой, быстроходный колесно-гусеничный танк БТ-5 и средний танк Т-28. А на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) шла подготовка к серийному выпуску тяжелого танка Т-35.
Не прекращались работы и по проектированию новых образцов бронетанкового вооружения – в 1933 г. были закончены изготовлением опытные образцы колесно-гусеничного плавающего танка оперативного назначения ПТ-1 и малого танка тактического назначения Т-34 (мобилизационного).
По состоянию на 1 мая 1933 года в Красной Армии всего имелось 5729 танков и танкеток, из них Т-27 – 2430 шт., Т-37 – 50 шт., МС-1 (Т-18) – 950 шт., Т-26 – 1550 шт., БТ-2 и БТ-5 – 710 шт., Т-24 – 25 шт., Т-28 – 12 шт. и Т-35 – 2 шт. При этом 1897 танков и танкеток входило в состав механизированных соединений и частей – двух мехкорпусов, шести отдельных мехбригад, четырнадцати мехполков и семи мехдивизионов конницы; 849 танков и танкеток входило в состав танкового резерва Главного Командования (ТРГК), остальные танки и танкетки в качестве отдельных танковых и танкетных батальонов и рот были внедрены в общевойсковые соединения, в основном в стрелковые дивизии.

Широкое развертывание танковых и механизированных частей и соединений вызвало резкий подъем в развитии тактики бронетанковых войск. В результате широких военно-теоретических и опытно-экспериментальных исследований в первой половине 30-х гг. в Красной Армии сформировалась стройная система тактических взглядов по всем основным вопросам применения танков в различных видах боевых действий войск. В основе форм вооруженной борьбы лежала теория глубокого боя и операции. В соответствии с требованиями этой теории «танки в общевойсковом наступательном бою, связанном с прорывом обороны противника, предусматривалось использовать таким образом, чтобы одновременно воздействовать на всю глубину его тактической зоны обороны. Одновременное подавление обороны противника предполагалось достичь ударами авиации и огнем артиллерии, стремительным прорывом в глубину обороны танковых групп дальнего действия (ДД), решительным продвижением танков дальней поддержки пехоты (ДПП), безостановочным наступлением пехоты с танками непосредственной поддержки (НПО). Успешный прорыв обороны в высоком темпе (2 – 3 км в час) считался возможным лишь при условии, что на направлении главного удара танки используются массированно, с плотностью 75 – 100 единиц на 1 км фронта.
Большое внимание военно-теоретическая мысль того времени уделяла разработке вопросов применения танков во встречном бою, в котором в наибольшей степени могли быть использованы боевые свойства бронетанковых войск. Во встречном бою танки рекомендовалось использовать централизованно, во взаимодействии с артиллерией и авиацией для разгрома главной группировки противника.
В общевойсковом оборонительном бою части и соединения бронетанковых войск предусматривалось использовать в составе или в качестве самостоятельной ударной группировки с задачей нанесения контратак с целью уничтожения прорвавшегося в глубину обороны противника. При благоприятной обстановке считалось возможным объединение танковых частей обороняющегося общевойскового соединения для нанесения мощного танкового удара перед передним краем оборонительной полосы противника».

[Вопросы тактики в Советских военных трудах (1917 – 1940 гг.). М. Воениздат, 1970 г. С. 241 – 242]

Для воплощения «в жизнь» теории глубокого боя и операции требовалась соответствующая материально-техническая база. Летом 1933 г. в Народном комиссариате по военным и морским делам (НКВМ) была разработана и утверждена РВС СССР новая система бронетанкового вооружения РККА, которая в наибольшей степени отвечала современным на тот момент оперативно-тактическим взглядам по основным вопросам применения танков в различных видах боевых действий войск. Согласно новой системы на вооружении РККА должны были состоять следующие типы машин:

«1. Основные танки – 5 типов:
а) Разведывательный – типа Т-37;
б) Общевойсковой – типа Т-26;
в) Оперативный – типа Б-Т, в дальнейшем ПТ-1;
г) Танк качественного усиления ТРГК – типа Т-28;
д) Мощный танк особого назначения – типа Т-35.
2. Специальные танки – 7 типов (на шасси, стандартных с перечисленными выше):
а) 3 химических (на шасси общевойскового, разведывательного и оперативного танков);
б) 2 саперных (на шасси общевойскового танка и танка качественного усиления ТРГК);
в) Самоходная артиллерийская установка (на агрегатах общевойскового танка);
г) Танк управления (на шасси общевойскового танка и танка качественного усиления ТРГК);
3. Броне-машины – 2 типа (на шасси ФОРД-А и ФОРД-3А):
а) Разведывательная (на шасси ФОРД-А);
б) Боевая (на шасси ФОРД-3А).
4. Железнодорожные боевые машины – 2 типа:
а) Мото-броне-вагон;
б) Разведывательная дрезина-броне-автомобиль (стандартный с броне-машиной).
5. Тракторы – 3 типа (все типы общегосударственные):
а) Легкий быстроходный трактор СТЗ-3;
б) Тяжелый быстроходный трактор «Коммунар»;
в) Тяжелый мощный трактор «Сталинец».
6. Транспортеры – 2 типа:
а) Транспортер боеприпасов на поле боя (шасси стандартное с разведывательным танком);
б) Транспортер пехоты (на шасси легкого трактора).
7. Транспортные машины (существующие на массовом производстве с установкой 3-х осных ходовых частей и полугусеничных снежных ходов):
а) ФОРД-А;
б) ФОРД-АА;
в) АМО-5».

[АП. Особая папка. Ф. 3. Оп. 46. Д. 381. Л. 147 – 148]

Для утверждения этой системы бронетанкового вооружения в вышестоящей инстанции, народным комиссаром по военным и морским делам и председателем РВС СССР К.Е. Ворошиловым был подготовлен доклад «О системе танкового вооружения на вторую пятилетку», который 15 июля 1933 г. был отправлен на имя председателя Комиссии Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР В.М. Молотова. В своем докладе К.Е. Ворошилов подчеркнул, что «Вторая пятилетка должна сделать механизацию одним из решающих элементов будущих операций Красной Армии». И развивая данный тезис, изложил вытекающие из него требования:

«а) Лучшие, наиболее мощные и быстроходные танки должны быть сгруппированы в сильные мехсоединения оперативного и стратегического значения (мехбригады и мехкорпуса);
б) В распоряжении Главного Командования должен быть сильный резерв танков (количественного и качественного значения), который бы обеспечил создание абсолютного танкового превосходства над противником на ударных направлениях;
в) Стратегическая конница, сохраняющая и впредь своё значение, прочно оснащается мехсредствами и самоходной артиллерией;
г) Общевойсковые соединения (большинство дивизий, а в дальнейшем и полков) должны иметь свои органические мехчасти, как для разведки, так и для боя».

[АП. Особая папка. Ф. 3 Оп. 46. Д. 381. Л. 144]

Исходя из указанных требований К.Е. Ворошилов, внес предложения о том, чтобы на ближайшие годы на массовом производстве находились следующие основные типы боевых машин:

«а) Разведывательный танк (танк Т-37). Основной танк службы боевого обеспечения всех мехсоединений и средство боевой разведки и боя пехоты. Основные требования: быстроходность, вездеходность (в том числе – плавучесть), маневренность, низкий габарит, дешевизна и массовость производства.
б) Общевойсковой танк (танк Т-26). Основной, органический танк общевойсковых соединений, он же танк количественного усиления ТРГК. Основные требования: маневренность на поле боя, броня, защищающая от бронебойных пуль, разнообразное вооружение (пушка, пулеметы, огнемет, химприборы), наконец, дешевизна и массовость производства.
в) Оперативный танк (танк БТ, в дальнейшем типа ПТ-1). Танк самостоятельных мехсоединений. Все в этом танке подчиняется требованиям быстроходности, вездеходности (в том числе плавучести) и мощного вооружения.
г) Танк качественного усиления (ТРГК) (танк Т-28). Основные требования: сильное вооружение и броня, быстроходность, позволяющая его применять также в операции совместно с мехсоединениями.
д) Мощный танк особого назначения (подходящий на сегодня танк Т-35). Танк качественного, добавочного усиления при прорыве сильно и заблаговременно укрепленных полос. Основное требование – мощное вооружение и броня, защищающая от мелкокалиберных снарядов.
Предусмотреть возможность использования и постановки на производство во время войны имеющегося опытного образца
[малого – Здесь и далее в цитируемом тексте в квадратных скобках даны уточнения авторов] танка Т-34 на базе автомобильной промышленности».

[АП. Особая папка. Ф. 3. Оп. 46. Д. 381. Л. 145 – 146]

Представленная К.Е. Ворошиловым новая система автобронетанкового вооружения 13 августа 1933 г. была рассмотрена на заседании Совета Труда и Обороны (СТО), и практически без поправок утверждена Постановлением СТО № 71сс «О системе танкового вооружения РККА». В первом разделе этого важного для отечественного танкостроения постановления было указано:

«Утвердить на вторую пятилетку следующую систему бронетанкового вооружения РККА:
1. Основные танки – 5 типов:
а) Разведывательный танк. Основной танк службы обеспечения всех механизированных соединений. Средство боевой разведки и боя пехоты. Основные требования: быстроходность, вездеходность (в том числе плавучесть), маневренность, низкий габарит, дешевизна и массовость производства.
б) Общевойсковой танк. Основной танк количественного усиления ТРГК, он же танк общевойсковых соединений.
в) Оперативный танк. Танк самостоятельных механизированных соединений. Танк должен быть быстроходным вездеходным (в том числе плавучим) и мощно вооружен.
г) Танк качественного усиления ТРГК. Танк качественного усиления ТРГК для преодоления сильно укрепленных оборонительных полос. Основные требования: сильное вооружение и броня, быстроходность, позволяющая его применять также в операции совместно с мехсоединениями.
д) Мощный танк особого назначения. Танк качественного, добавочного усиления ТРГК при прорыве особо сильно и заблаговременно укрепленных полос. Основное требование – мощное вооружение и броня, защищающая от мелкокалиберных снарядов. Способность бороться с бетонными сооружениями.
2. Специальные танки – 7 типов (на шасси, стандартных с перечисленными выше):
а) 3 химических (на шасси общевойскового, разведывательного и оперативного танков);
б) 2 саперных (на шасси общевойскового танка и танка качественного усиления ТРГК);
в) самоходная артиллерийская установка (на агрегатах общевойскового танка);
г) танк управления (на шасси общевойскового танка и танка качественного усиления ТРГК);
3. Броне-машины – 2 типа:
а) разведывательная (на шасси ФОРД-А);
б)боевая (на шасси ФОРД-3А).
4. Железнодорожные боевые машины – 2 типа:
а) мото-броне-вагон;
б) разведывательная дрезина-бронеавтомобиль (стандартный с бронемашиной).
5. Тракторы – 3 типа (все типы общегосударственные):
а) легкий быстроходный трактор СТЗ-3;
б) тяжелый быстроходный трактор "Коммунар";
в) тяжелый мощный трактор "Сталинец".
6. Транспортеры – 2 типа:
а) транспортер боеприпасов на поле боя (шасси стандартное с разведывательным танком);
б) транспортер пехоты (на шасси легкого трактора).
7. Транспортные машины (существующие на массовом производстве с установкой 3-х осных ходовых частей и полугусеничных снежных ходов):
а) ФОРД-А;
б) ФОРД-АА;
в) АМО-5;
г) Я-5».

[ГА РФ. Ф. Р-8418. Оп. 28. Д. 2. Л. 74 – 76]

Для реализации утвержденной системы было решено сохранить в серийном производстве на первую половину пятилетки следующие танки:

«а) Т-37 – в качестве разведывательного танка;
б) Т-26 – в качестве общевойскового танка;
в) Б-Т – в качестве оперативного танка;
г) Т-28 – в качестве танка качественного усиления ТРГК;
д) Т-35 – в качестве мощного танка особого назначения».

[ГА РФ. Ф. Р-8418. Оп. 28. Д. 2. Л. 76]

В дальнейшем эти танки планировалось заменить на более совершенные образцы. При этом были заданы следующие основные направления дальнейшего усовершенствования танков: оснащение всех типов танков дизелями и оснащение гусеничных танков всех типов (кроме танков типа Т-35) колесно-гусеничными движителями. Начиная с 1934 г. в качестве оперативного танка планировалось постепенное внедрение в производство плавающего колесно-гусеничного танка ПТ-1, с таким расчетом, чтобы с 1936 г. полностью перейти на его массовый выпуск вместо танка БТ-5. Танки Т-37, Т-26 и Т-28 также подлежали усовершенствованию, начиная с 1936 г., для увеличения оперативной подвижности, эти боевые машины должны были быть оснащены колесно-гусеничным движителем. Для замены танка Т-35 промышленность была обязана к 1937 г. разработать и внедрить в производство новый, более мощный образец танка «особого назначения». В случае полного выполнения промышленностью принятой системы бронетанкового вооружения, в 1937 г. в серийном производстве должны были находиться следующие основные типы танков:
– разведывательный плавающий танк типа Т-37 с колесно-гусеничным движителем;
– легкий общевойсковой танк типа Т-26 с колесно-гусеничным движителем;
– легкий оперативный колесно-гусеничный плавающий танк ПТ-1;
– средний танк качественного усиления ТРГК типа Т-28 с колесно-гусеничным движителем;
– новый тяжелый танк «особого назначения» – танк прорыва типа Т-35.
При этом все перечисленные танки должны были быть оснащены дизелями, работающими на тяжелом топливе. В Приложении к Постановлению СТО № 71сс были приведены следующие основные тактико-технические требования, предъявляемые к вышеуказанным типам танков:

«1. Разведывательный танк (танк Т-37):
боевой вес – 3,3 тн, скорость – 40 км/ч, вооружение – 1 пулемет, броня – защита от бронебойных пуль с дистанции 400 м, конструкция – плавающий.
2. Общевойсковой танк (танк Т-26):
боевой вес – 9,5 тн, скорость – 50 км/ч, вооружение – 45 мм пушка (часть машин с 76 мм пушкой) и 1 пулемет, или 2 пулемета и 1 огнемет, броня – защита от бронебойных пуль, конструкция – желательно колесно-гусеничный.
3. Оперативный танк (тип – танк БТ, в дальнейшем – ПТ-1):
боевой вес – 11 – 14,5 тн, скорость – 60 км/ч на гусеницах и 80 км/ч на колесах, вооружение – 45 мм пушка (часть машин с 76 мм пушкой) и 3 пулемета, броня – защита от бронебойных пуль, конструкция – плавающий, колесно-гусеничный.
4. Танк качественного усиления ТРГК (тип – танка Т-28):
боевой вес – 20 – 23 тн, скорость – 40 км/ч на гусеницах и 70 км/ч на колесах, вооружение – 76 мм пушка и 3 сверхскорострельных пулемета, броня – защита от бронебойных крупнокалиберных пуль с любой дистанции, конструкция – колесно-гусеничный.
5. Мощный танк особого назначения (тип – танка Т-35):
боевой вес – 45 тн и более, скорость – 30 км/ч, вооружение – 76 мм пушка или 152 мм пушка, две 45 мм пушки или одна 45 мм пушка и 4 – 6 пулеметов, броня – защита от бронебойных крупнокалиберных пуль с любой дистанции и от мелкокалиберных снарядов (37 – 45 мм) с дистанции 500 – 700 м., конструкция – желательно колесно-гусеничный».

[ГА РФ. Ф. Р-8418. Оп. 28. Д. 2. Л. 81]

В отношении малого танка Т-34 в Постановлении СТО № 71сс было указано: в мирное время от производства отказаться, но на случай войны предусмотреть возможность его массового выпуска на предприятиях автомобильной промышленности.
Необходимо отметить, что в данном Постановлении отдельно были определены мероприятия по усилению огневой мощи танков. Промышленность была обязана, начиная с 1934 г., наладить производство полуавтоматической 76,2-мм танковой пушки ПС-3 и параллельно с этим приступить к разработке новой 45-мм автоматической танковой пушки.

Менее чем через два года после принятия Постановления СТО № 71сс, 19 июня 1935 г., состоялось заседание Совета Труда и Обороны, на котором были подведены предварительные итоги проделанной работы по исполнению системы бронетанкового вооружения на вторую пятилетку. На заседании было отмечено, что за прошедшее время промышленностью была проделана большая работа по созданию новых образцов бронетанкового вооружения. В Ленинграде на Опытном заводе им. Кирова были разработаны и изготовлены опытные образцы легкого колесно-гусеничного танка Т-46 с двумя парами ведущих колес – для замены танка Т-26, и два варианта среднего колесно-гусеничного танка с четырьмя парами ведущих колес – танки Т-29-4 и Т-29-5 – для замены танка Т-28. Для замены танка Т-37 было разработано три варианта опытных образцов разведывательного плавающего танка – два из них колесно-гусеничные с двумя парами ведущих колес, оба под индексом Т-43 – один конструкции завода № 37, другой конструкции Опытного завода им. Кирова, и гусеничный танк Т-38 конструкции завода № 37. На ХПЗ были проведены работы по дальнейшему совершенствованию танков БТ, в 1935 г. на серийное производство вместо танка БТ-5 ставился танк БТ-7 с более мощным двигателем М-17. Кроме этого на ХПЗ были успешно проведены испытания специального танкового дизеля БД-2 (впоследствии получившего индекс В-2) в танке БТ-5.
По результатам заседания Советом Труда и Обороны было принято Постановление № С-71сс «О выполнении НКТПромом системы танкового вооружения на основании постановления СТО от 13 августа 1933 г.», которым на вооружение РККА устанавливались следующие 5 типов танков:

«1. Принять на вооружение танк Т-38 завода № 37; улучшить размещение водителя машины и поднять клиренс на 15 мм с тем, чтобы вес танка не увеличился более чем на 150 – 200 кг против представленного опытного образца.
2. Предрешить принятие на вооружение танка Т-46 опытного завода им. Кирова вместо танка Т-26; закончить заводские и войсковые испытания с тем, чтобы поставить на производство в 1936 году на заводе им. Ворошилова.
3. Оставить на вооружении танк БТ. Отказаться от замены его на танк ПТ-1.
В 1935 году танк БТ изготавливать с мотором М-17 и в 1936 году перевести производство этого же танка БТ на дизель-мотор на Харьковском Паровозостроительном заводе.
4. Предрешить принятие на вооружение колесно-гусеничного танка Т-29 вместо танка Т-28; закончить его заводские и войсковые испытания с тем, чтобы в 1936 году поставить на производство на Кировском заводе.
5. Оставить на вооружении танк Т-35 с производством его на Харьковском Паровозостроительном заводе».

[ГА РФ. Ф. Р-8418. Оп. 28. Д. 6. Л. 213 – 214]

Необходимо отметить, что плавающий колесно-гусеничный танк ПТ-1 не был принят на вооружение, так как не имел существенных преимуществ перед танком БТ-7. Основные характеристики танков ПТ-1 и БТ-7 (вооружение, защищенность и подвижность) были практически одинаковыми, но из-за низкого запаса плавучести танк ПТ-1 не имел необходимого резерва для увеличения боевой массы, и, кроме этого, танк ПТ-1 был значительно сложнее в производстве.

Таким образом, к середине 30-х гг. сформировалась четкая система бронетанкового вооружения РККА, полностью отвечавшая современным на тот момент оперативно-тактическим взглядам на применение танков в различных видах боевых действий. Причем практически для всех типов танков предпочтение было отдано колесно-гусеничному движителю. Чем была вызвана такая приверженность военных к более сложному техническому решению, чем установка на танк только гусеничного движителя? Ответ на этот вопрос будет дан в следующей главе.


1. Какие танки нужны Красной Армии >> Следующая глава

© Макаров А.Ю., Желтов И.Г., 2017
При любом использовании размещенных на данном сайте документов - обязательно указывать архивные реквизиты: архив, фонд, опись, дело, лист.
При любом использовании размещенного на данном сайте авторского текста - обязательно указывать имя автора и ссылку на сайт "Т-34 Информ"
Защищено законом по авторским правам.
Наша почта: email@t34inform.ru