Публикации > Желтов И.Г., Макаров А.Ю. "Харьковские «тридцатьчетверки»" На Главную страницу


Предыдущая глава << 17. Последний предвоенный месяц >> Следующая глава

Желтов И.Г., Макаров А.Ю.

17. Последний предвоенный месяц


Последний предвоенный месяц 1941 г. для танкостроителей завода № 183 оказался крайне насыщенным событиями, главным образом связанными с разработкой танка Т-34М и началом подготовки производства для его серийного выпуска.
После принятия 5 мая 1941 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) совместного Постановления № 1216-502сс в 3-м отделе БТУ ГАБТУ КА было подготовлено дополнительное соглашения к договору № Б1-221 с заводом № 183 на поставку Красной Армии танков Т-34 по увеличенной программе. В этом документе, в частности, было сказано:

«1. Поставщик обязуется в соответствии с Постановлением Правительства № 1216-502 от 5.5.1941 года изготовить 200 танков Т-34 сверх договора № Б1-221 от 8.3.1941 года по цене 400.000 рублей, из них 120 танков линейных и 80 радийных. Всего на сумму восемьдесят миллионов (80.000.000) рублей.
2. Сроки поставки танков Т-34 на 1941 год устанавливаются следующие:


Сроки поставки, указанные в ведомости основного договора аннулируются.
3. Поставщик обязуется в августе и сентябре месяцах 1941 года изготовить 300 экранированных танков Т-34. Выпуск экранированных танков начать с первого августа 1941 года.
4. Изготовить 500 танков улучшенных (Т-34м). Поставку улучшенных танков начать с сентября месяца 1941 года.
5. На 400 улучшенных танках (Т-34м) установить 57 мм пушку ЗИС-4. Установку 57 мм пушки начать с сентября 1941 года.
6. Изготовление экранированных и улучшенных танков производить по чертежам и техническим условиям, утвержденным БТУ КА.
7. С 1 июля на всех танках устанавливать ручной танковый перископ.
8. Все остальные условия поставки согласно основного договора Б1-221 от 8-го марта 1941 года».

[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 99. Л. 104 – 105]

Данное дополнительное соглашение 22 мая 1941 г. было подписано заместителем начальника ГАБТУ КА генерал-майором технических войск И.А. Лебедевым и на следующий день вместе с препроводительным письмом № 146166с отправлено директору завода № 183 Ю.Е. Максареву для окончательного оформления. Однако к этому времени руководством завода № 183 было принято решение начать производство танков Т-34М не с сентября 1941 г., как это было задано Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 1216-502сс, а на полтора месяца раньше – с середины июля 1941 г. В связи с этим на заводе № 183 был разработан другой вариант дополнительного соглашения к договору № Б1-221, получивший номер 100-8. Согласно этому варианту соглашения, заводу № 183 предоставлялось право вместо 300 экранированных танков Т-34 изготовить такое же количество улучшенных танков Т-34М, а также изготовить и сдать ГАБТУ КА в 1941 г. дополнительно к плану 40 танков Т-34, оборудованных радиостанциями. Ниже приводится разработанная заводом № 183 спецификация на поставку танков Т-34 и Т-34М в 1941 г., являвшаяся неотъемлемой частью дополнительного соглашения № 100-8:


[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 99. Л. 126]

Дополнительное соглашение № 100-8 вместе со спецификацией на поставку танков было подписано главным инженером завода № 183 С.Н. Махониным 5 июня 1941 г. и на следующий день с препроводительным письмом № СО3484 отправлено в Москву в БТУ ГАБТУ КА на рассмотрение.
Необходимо отметить, что решение руководства завода № 183 о более раннем начале выпуска танков Т-34М было согласовано с руководством Народного комиссариата среднего машиностроения СССР, а также с Мариупольским заводом им. Ильича, являвшимся основным производителем броневых деталей для нового танка. В очередной Сводке о ходе выполнения опытных работ по автобронетанковому вооружению, составленной военным представителем ГАБТУ КА на заводе № 183 военинженером 3 ранга Г.А. Алексеевым, относительно работы по изготовлению конструкторской документации на танк Т-34М по состоянию на 15 мая 1941 г. было отмечено:

«Ведется разработка детальных чертежей. По 50 % групп детальных чертежей выполнены в кальках, из них 16 групп спущено в производство. Чертежи по бронедеталям отправлены на Мариупольский завод. Изготовлен деревянный макет».

[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 41. Л. 357]

Чертежи броневых деталей корпуса и башни танка Т-34М (группы 29, 30, 31 и 32) были изготовлены в конструкторском бюро КБ-520 одними из первых. В период с 12 по 14 мая 1941 г. эти чертежи были утверждены прибывшим на завод № 183 из Москвы заместителем начальника 3-го отдела БТУ ГАБТУ КА военинженером 1 ранга Г.И. Рогачевым и в основном согласованы с находившимся в Харькове главным инженером Мариупольского завода им. Ильича В.С. Ниценко. В подписанном 14 мая 1941 г. В.С. Ниценко, Г.И. Рогачевым и районным инженером ГАБТУ КА на заводе № 183 Д.М. Козыревым Акте согласования и утверждения чертежей корпуса и башни модернизированной машины Т-34М, содержались следующие замечания, сделанные В.С. Ниценко:

«1. Чертеж башни должен быть представлен в литом и катанном вариантах, т.к. Марзавод не имеет возможности выполнить полностью всего количества на программу только литьем; штамповка возможна только с разрешения Наркомата НКСП, т.к. при этом необходимо задалживать стан 1250 и 15000 т. пресс, которые загружены заказами судостроения и заказами по специальным Постановлениям.
2. Лобовой лист
[башни] должен быть представлен в штампованном виде в силу загрузки Сталелитейного цеха зав. Ильича другими заказами по Правительственным Постановлениям, а также слабости литой конструкции в таком ответственном месте.
3. Чертеж командирской башенки должен быть переработан, положив в основу использование производственных возможностей зав. Ильича (в частности, можно ориентироваться на цилиндрическую трубу в сочетании с фланцем, окна смотровых приборов должны быть с вертикальными отверстиями на выход).
4. Допуска на размеры утонения в штампованных деталях, допуска на кривизну, литейные размеры деталей после термической обработки и т.д. уточняются после изготовления первой партии деталей.
5. Завод 183 на время освоения первой партии бронедеталей обеспечивает присутствие на заводе им. Ильича ответственного конструктора для решения всех вопросов, возникающих в процессе производства»
.

[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355а. Д. 186. Л. 8]

Предложение об изготовлении лобового листа башни методом горячей штамповки получило поддержку со стороны Г.И. Рогачева и вместо литой детали на производство им был утвержден штампованный лобовой лист. В дальнейшем в ГАБТУ КА было поддержано и предложение о разработке варианта башни танка Т-34М с литым корпусом. Сразу же после утверждения комплект чертежей броневых деталей танка Т-34М был отправлен в Мариуполь на завод им. Ильича для организации их производства, а чертежи командирской башенки – на завод № 178 (Кулебакский завод им. Кирова) для изготовления опытных образцов. Для ускорения работ по изготовлению опытных образцов командирской башенки начальником 3-го отдела БТУ ГАБТУ КА военинженером 1 ранга С.А. Афониным 29 мая 1941 г. на имя военного представителя ГАБТУ КА на заводе № 178 военинженера 3 ранга А.П. Орлова было отправлено письмо № 146266с, в котором было сказано:

«По чертежам завода № 183 Кулебакский завод должен изготовить опытные образцы командирской башенки для "Т-34М". Вам необходимо принять все меры к тому, чтобы эти образцы были изготовлены в самые короткие сроки».

[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 131. Л. 57]

В рамках подготовки производства к выпуску танка Т-34М руководством завода № 183 было инициировано проведение опытных работ по сварке деталей из брони высокой твердости толщиной 50 – 75 мм. Главный инженер завода № 183 С.Н. Махонин 21 мая 1941 г. направил заместителю начальника 3-го ГУ НКСП А.А. Хабахпашеву письмо № СО3068 следующего содержания:

«В соответствии с Вашим решением о совместной разработке филиалом НИИ-48 и заводом им. ИЛЬИЧА технологии брони толщин 50 – 75 мм, для модернизации машин А-34, прошу Вас включить в план работ разработку следующих вопросов по сварке:
1. Определение свариваемости брони этих толщин.
2. Определение склонности брони к трещиноватости при сварке.
3. Определение оптимальных типовых сварных соединений.
В случае необходимости, для разрешения этих вопросов Заводом будет оказана техническая помощь, как необходимыми работниками, так и соответствующими материалами (электродами и др.)»
.

[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 131. Л. 56]

Отметим, что за день до отправки этого письма, 20 мая 1941 г. у директора завода № 183 состоялось совещание по вопросу повышения качества сварки при изготовлении броневых корпусов и башен серийного танка Т-34. В работе совещания приняли участие директор завода Ю.Е. Максарев, главный инженер С.Н. Махонин, начальник корпусного отдела «700» Ф.В. Савостин, районный инженер ГАБТУ КА на заводе № 183 Д.М. Козырев, а также находившийся в то время в командировке в Харькове начальник 3-го отдела БТУ ГАБТУ КА военинженер 1 ранга С.А. Афонин. Участниками совещания было отмечено, что благодаря проведенным на заводе № 183 мероприятиям количество корпусов танков Т-34, имевших надрывы и трещины на кромках броневых деталей уменьшилось с 94 % в ноябре 1940 г. до 27 % в мае 1941 г., но полностью ликвидировать процесс образования надрывов, особенно на броневых деталях малых толщин (до 20 мм включительно), заводу так и не удалось. В протоколе совещания было записано:

«1) Обязать Директора завода № 183:
а) Еще более повысить технологическую дисциплину сварки брони.
б) В улучшенном танке Т-34М учесть конструктивные недостатки сварных узлов существующей машины.
2) Решение вопроса о методах ограничения трещин, а также допуск корпусов и башен с надрывами и трещинами под монтаж и окончательную приемку машин с этими корпусами и башнями предоставить Районному инженеру ГАБТУ КА и Директору завода № 183, с оформлением документов на заводе в установленной до сего времени форме.
3) В случае разногласия в решении вопроса между Райинжем ГАБТУ КА и Директором завода № 183, вопрос передается на разрешение в ГАБТУ КА и НКСМ»
.

[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 131. Л. 92 – 93]

Утвержденный заместителем народного комиссара среднего машиностроения А.А. Гореглядом протокол совещания 28 мая 1941 г. вместе с препроводительным письмом № СО3246 был отправлен руководству ГАБТУ КА. После утверждения 6 июня 1941 г. заместителем начальника ГАБТУ КА И.А. Лебедевым протокола совещания районному инженеру ГАБТУ КА на заводе № 183 Д.М. Козыреву в письме № 146513с от 12 июня 1941 г. было дано разрешение продолжать приемку танков Т-34 имевших на броневых деталях не более 2 – 3 надрывов длиной до 30 мм.
К концу мая 1941 г. коллектив КБ-520 полностью закончил выпуск детальных чертежей танка Т-34М по 30 группам и передал их в производство. Часть из этих чертежей 20 и 21 мая 1941 г. была утверждена начальником 3-го отдела БТУ ГАБТУ КА С.А. Афониным, находившимся в это время на заводе № 183. Разработка чертежей по оставшимся группам (4 – воздухоочиститель, 26 – электрооборудование, 27 – боеукладка, 28 – ЗИП) также близилась к завершению. Одновременно с этим в КБ-520 велась работа по проектированию новой 5-ступенчатой коробки передач с постоянным зацеплением шестерен, предназначенной для установки в танк Т-34М.
Необходимо отметить, что большое внимание вопросу ускоренной подготовки производства к выпуску танка Т-34М на заводе № 183 уделялось не только руководством НКСМ и ГАБТУ КА, но и со стороны партийных органов. Так, 22 мая 1941 г. в Харьковском обкоме КП(б)У состоялось совещание руководителей харьковских заводов, на котором присутствовал народный комиссар среднего машиностроения СССР В.А. Малышев. Из воспоминаний бывшего в то время первым секретарем Харьковского обкома и горкома КП(б)У А.А. Епишева:

«Пристальное внимание к работе танкостроителей проявляли ЦК партии и Советское правительство. Нам оказывали всю необходимую помощь и в то же время требовали быстрее осваивать массовое производство новой боевой машины. Время торопило. Памятно совещание руководителей харьковских заводов по вопросу о выполнении производственной программы, в том числе и выпуска танков Т-34, которое обком провёл 22 мая 1941 года – за месяц до начала войны. На совещании выступил В.А. Малышев – заместитель Председателя СНК СССР и нарком среднего машиностроения. В обращении к присутствующим он высоко оценил вклад харьковчан в укрепление оборонной мощи страны и подчеркнул, что в случае войны «мы не только будем обороняться, а если будет нужно, то и наступать. Поэтому нам нужно, чтобы у нас было больше боевых наступательных машин для Красной Армии... Мы должны иметь военную технику по своему уровню выше, чем у капиталистов».

[Т-34: путь к Победе: Воспоминания танкостроителей и танкистов/
Сост. К.М. Слободин, В.Д. Листровой. Изд-во политической литературы Украины, 1989. С. 7]

В тот же день, 22 мая 1941 г., на заводе № 183 В.А. Малышевым был подписан приказ НКСМ № 203с, определивший внутриведомственную кооперацию по танку Т-34М. Согласно этому приказу завод № 75, Харьковский тракторный завод (ХТЗ), Сталинградский тракторный завод (СТЗ), завод «Серп и Молот», Московский завод электромашин (ЗЭМ), завод Автотракторного инструмента (ЗАТИ) и Мариупольский радиаторный завод для обеспечения выполнения заводом № 183 программы по выпуску танков Т-34М обязывались в 1941 г. изготовить и поставить ему (начиная с первой декады июля 1941 г.) поковки, штампованные и литые заготовки, а также готовые детали танка Т-34М – всего по 152 наименованиям на 1000 машин. Кроме этого, завод № 75, 1-й Государственный подшипниковый завод (1-й ГПЗ) и завод «Красная Этна» обязывались поставлять заводу № 183 подшипники, шарики, иглы, различные метизы и 53 наименования специального режущего и мерительного инструмента для производства танков Т-34М.
В первой половине июня 1941 г. КБ-520 завершило разработку и изготовление чертежей танка Т-34М по всем группам. Изготовленные чертежи 13 июня 1941 г. были утверждены специально прибывшим для этого из Москвы начальником 1-го отделения 3-го отдела БТУ ГАБТУ КА подполковником И.Г. Пановым. Из Сводки № 514с о ходе выполнения опытных работ по автобронетанковому вооружению за период с 15 мая по 15 июня 1941 г., в части, касавшейся работ по танку Т-34М:

«Разработка детальных и сборочных чертежей закончена. Чертежи спущены в производство. Ведется разработка техпроцессов и изготовление приспособлений и инструмента, с таким расчетом, чтобы с 15-го Июля Т-34М запустить в серийное производство».

[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 279. Л. 107]

Таким образом, по состоянию на середину июня 1941 г. конструкторская документация по танку Т-34М была практически полностью отработана и завод № 183 вплотную приступил к подготовке производственной базы к серийному выпуску усовершенствованной «тридцатьчетверки».
Хотелось бы отметить, что конструкция танка Т-34М, выпуск которого завод № 183 планировал начать в июле 1941 г., достаточно сильно отличалась от своего первоначального варианта, рассмотренного комиссией под председательством начальника 3-го отдела БТУ ГАБТУ КА военинженера 1 ранга С.А. Афонина в апреле 1941 г. и подробно описанного в главе 14 «Большая модернизация танка Т-34». Произошло это потому, что в конце апреля 1941 г. руководством НКСМ и ГАБТУ КА было принято совместное решение о максимальном использовании в конструкции танка Т-34М деталей, узлов и механизмов серийного танка Т-34, к которым прежде всего относились дизель В-2-34, механизмы трансмиссии, а также элементы ходовой части танка. Так что же представлял собой танк Т-34М, призванный заменить «тридцатьчетверку»?
Танк Т-34М, так же как и серийно выпускавшийся танк Т-34, предназначался «для самостоятельных действий в составе танковых соединений и для действий в тактическом взаимодействии с другими родами войск». Согласно Постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 1216-502сс его масса не должна была превышать 27,5 т, и по этому показателю танк Т-34М, так же как и танк Т-34, относился к классу средних танков, боевая масса которых по действовавшей в предвоенные годы классификации находилась в пределах от 16 до 35 т.
Общая компоновка танка Т-34М по сравнению с танком Т-34 изменилась незначительно и предусматривала разобщенное расположение всех членов экипажа в корпусе и башне танка в соответствии с выполняемыми ими функциями в бою, размещение основного оружия во вращающейся башне, а моторного и трансмиссионного отделений – в кормовой части корпуса машины.


Экипаж танка Т-34М состоял из 5 человек: командира танка, механика-водителя, наводчика, стрелка-радиста и заряжающего. Введение в состав экипажа танка наводчика освобождало командира танка от обязанностей по стрельбе из пушки и спаренного с ней пулемета и давало ему возможность в боевой обстановке в полной мере осуществлять наблюдение за поем боя и руководить действиями подчиненных. Рабочие места механика-водителя и стрелка-радиста находились в отделении управления, которое размещалось в носовой части корпуса танка. В отделении управления находилось два сидения с откидывающимися спинками – левое (по ходу танка) для механика-водителя и правое для стрелка-радиста. Рабочее место механика-водителя было оборудовано приводами управления движением танка, приводами управления жалюзи над центробежным вентилятором системы охлаждения двигателя, а также щитками приборов, контролировавших работу силовой установки и электрооборудования. Кроме этого, в отделении управления на левом борту корпуса танка были расположены два баллона со сжатым воздухом для резервного пуска двигателя. Наблюдение за местностью в боевой обстановке механик-водитель мог осуществлять через три перископических смотровых прибора, два из которых были установлены в броневой крышке люка механика-водителя, а третий – в левом борту корпуса танка. Вне боевой обстановки наблюдение за местностью механик-водитель мог осуществлять через открытый люк, находившийся в верхнем листе носа корпуса танка над сиденьем механика-водителя. Этот же люк предназначался и для входа в танк или выхода из него.
На рабочем месте стрелка-радиста находились 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке, радиостанция 10-Р (линейные танки радиостанциями не комплектовались) и укладка для магазинов к пулемету. Под сиденьем стрелка-радиста в днище корпуса танка имелся люк-лаз, предназначавшийся для выхода экипажа из танка (запасный выход). Стрелок-радист мог вести наблюдение через отверстие для прицела в шаровой установке лобового пулемета и через перископический смотровой прибор, установленный в правом борту корпуса танка.
В боевом отделении, находившемся в средней части корпуса и в башне танка, располагались рабочие места командира танка, наводчика (слева от пушки) и заряжающего (справа от пушки), при этом рабочее место командира танка находилось за рабочим местом наводчика. Наблюдение за полем боя командир мог осуществлять через пять перископических смотровых приборов, установленных в командирской башенке равномерно по окружности ее корпуса. Наводчик наблюдал за полем боя через оптические прицелы пушки и спаренного с ней пулемета, имевшие 2,5-кратное увеличение, а также через перископический смотровой прибор, установленный в левом борту башни. Такой же перископический смотровой прибор был установлен в правом борту башни, с его помощью заряжающий вел наблюдение из танка в сторону правого борта. Для кругового наблюдения за обстановкой в бою заряжающий мог использовать танковую панораму ПТК, установленную в крыше башни над его рабочим местом. Кроме рабочих мест командира танка, наводчика и заряжающего, в боевом отделении располагались: пушка и спаренный с ней пулемет ДТ, боекомплект, аккумуляторные батареи (на днище корпуса), два воздухоочистителя дизеля В-2-34 (у моторной перегородки), вращающееся контактное устройство и часть элементов танкового переговорного устройства.
Моторное отделение танка Т-34М находилось за боевым отделением и было отделено от него перегородкой с люками, закрывавшимися съемными крышками. В моторном отделении вдоль продольной оси танка размещался установленный на подмоторной раме дизель В-2-34. Слева и справа от него располагались установленные под углом радиаторы системы охлаждения двигателя. Вдоль бортов корпуса размещались два топливных бака (у правого и левого бортов) и один масляный бак (у правого борта). Еще два топливных бака были установлены в моторном отделении на днище корпуса танка между двигателем и радиаторами (в том месте, где в серийном танке Т-34 устанавливались аккумуляторные батареи). Все топливные баки были соединены между собой трубопроводами.
В кормовой части корпуса танка Т-34М располагалось трансмиссионное отделение, отгороженное от моторного отделения стальной перегородкой. В трансмиссионном отделении размещались главный фрикцион с центробежным вентилятором системы охлаждения двигателя, коробка передач, два бортовых фрикциона с тормозами, два бортовых редуктора, два кормовых топливных бака и электростартер СТ-700.


Корпус танка Т-34М состоял из броневых деталей, соединенных между собой преимущественно с помощью сварки. Для увеличения противоснарядной стойкости носовые и кормовые броневые детали корпуса танка располагались наклонно (толщина и углы наклона броневых деталей корпуса и башни показаны на схеме броневой защиты).
Из-за установки башни с увеличенным диаметром шариковой опоры и применения в ходовой части более прогрессивной системы подрессоривания, в узлах подвески которой в качестве упругого элемента использовались торсионные валы, конструкция броневого корпуса танка Т-34М существенно отличалась от конструкции корпуса серийного танка Т-34.
Носовая часть корпуса танка Т-34М состояла из двух основных броневых деталей толщиной 60 мм – верхнего и нижнего листов носа. Верхний лист носа (деталь М34.29.904-5) представлял собой броневую деталь прямоугольной формы размером 1806×1104 мм, установленную под углом 55° к вертикали. В левой верхней его части (по ходу движения танка) находился прямоугольный люк механика-водителя размером 496×482 мм, закрывавшийся броневой крышкой (деталь М34.29.1161-3) на петле. В крышке люка механика-водителя имелось две шахты для установки перископических смотровых приборов. Снаружи смотровые приборы защищались броневыми крышками, крепившимися к крышке люка с помощью петель. В правой части верхнего листа носа имелся круглый вырез диаметром 462 мм, к кромке которого приваривался броневой колпак (деталь М34.29.019-2) с размещенной в нем шаровой установкой лобового пулемета ДТ. В нижней части верхнего листа носа, с правой и левой стороны, размещалось два, снабженных защелками, передних буксирных крюка (детали 34.29.1112). Буксирные крюки крепились к верхнему листу носа с помощью заклепок и сварки. Нижний лист носа (деталь М34.29.905-2) представлял собой броневую деталь прямоугольной формы размером 1806×578 мм и толщиной 60 мм. Между собой верхний и нижний листы носа корпуса соединялись с помощью балки носа (деталь М34.29.906-3).
Правый и левый бортовые листы корпуса танка Т-34М (детали М34.29.005-3 и М34.29.006-3) представляли собой вертикально расположенные броневые детали толщиной 50 мм сложной геометрической формы. В передней части каждого из бортовых листов был приварен кронштейн для установки кривошипа направляющего колеса и имелись отверстия для крепления механизма натяжения гусеницы. В нижней части бортовых листов имелось по шесть вырезов для установки кронштейнов осей балансиров и по шесть приваренных кронштейнов с площадками для крепления резиновых амортизаторов, ограничивавших динамический ход балансиров. В средней части каждого бортового листа было сделано по 12 отверстий диаметром 26 мм, предназначенных для крепления кронштейнов четырех поддерживающих катков (по 3 отверстия на каждый кронштейн). В задней части бортовых листов находились вырезы для установки правого и левого бортовых редукторов.
Кроме этого, в передней верхней части бортовых листов располагались квадратные вырезы размером 167×167 мм, предназначенные для установки в них боковых смотровых приборов механика-водителя (в левом бортовом листе) и стрелка-радиста (в правом бортовом листе). В правом бортовом листе перед квадратным вырезом бокового смотрового прибора стрелка-радиста имелось отверстие диаметром 71 мм для установки антенного ввода.
Кормовая часть корпуса танка Т-34М состояла из четырех основных броневых деталей толщиной 40 мм – верхнего и нижнего кормовых листов, а также двух броневых деталей защиты картеров бортовых редукторов (правого и левого).



Чертежи танка Т-34М:
нижний лист кормы (М34.29.007-4), верхний лист кормы (М34.29.008-2), защита картера правая (М34.29.021-3), защита картера левая (М34.29.022-3)

Верхний кормовой лист (деталь М34.29.008-2) представлял собой броневую деталь прямоугольной формы размером 1784×963 мм, в центре которой имелся круглый люк диаметром 550 мм предназначенный для обеспечения доступа к деталям и механизмам, расположенным в трансмиссионном отделении танка. Люк закрывался броневой крышкой (деталь М34.29.017-1), крепившейся к верхнему кормовому листу с помощью петли, 6 болтов и замка. Слева и справа от люка имелось два овальных отверстия для прохода труб выпуска отработавших газов. Снаружи эти отверстия были защищены фигурными броневыми колпаками толщиной 20 мм (детали М34.29.023-1), крепившимися к верхнему кормовому листу с помощью восьми болтов каждый. Верхний кормовой лист крепился к угольникам бортовых и нижнего кормового листов с помощью 21 болта и мог откидываться на двух петлях. Нижний кормовой лист (деталь М34.29.007-4) представлял собой броневую деталь прямоугольной формы размером 1756×819 мм, согнутую в нижней на угол 135º по радиусу 100 мм. На краях нижнего кормового листа имелись прямоугольные вырезы, к кромкам которых приваривались две броневые детали защиты картеров правого и левого бортовых редукторов (детали М34.29.021-3 и М34.29.022-3). К бортовым листам и к днищу корпуса танка нижний кормовой лист приваривался таким образом, чтобы угол наклона верхней ее части составлял 45º к вертикали, а нижняя часть сопрягалась с днищем корпуса в одной плоскости. К нижнему кормовому листу с помощью заклепок и сварки крепились два задних буксирных крюка (детали 34.29.1113) с защелками.
Крыша корпуса танка Т-34М состояла из переднего (подбашенного) листа и крыш над моторным и трансмиссионным отделениями.
Подбашенный лист крыши в свою очередь состоял из двух, сваренных между собой броневых деталей толщиной 25 мм – переднего и заднего подбашенного листов (детали М34.29.1235 и М34.29.1236) и приваривался к верхним кромкам бортовых листов (правого и левого) и верхнего листа носа корпуса танка. В центральной части подбашенного листа крыши имелся круглый вырез диаметром 1730 мм, на удалении 30 мм от кромки которого располагались 29 отверстий для прохода болтов крепления нижнего погона шариковой опоры башни танка. Для обеспечения возможности установки шариковой опоры башни, диаметр которой превышал ширину корпуса танка, дугообразной формы боковые части подбашенного листа крыши выступали за борта корпуса на расстояние до 210 мм. Отметим, что в отличии от танка Т-34, нижний погон шариковой опоры башни танка Т-34М устанавливался не непосредственно на подбашенный лист крыши, а на приваренное к нему специальное стальное кольцо толщиной 20 мм (внешний диаметр 1944 мм, внутренним – 1744 мм), в котором также имелось 29 отверстий, совпадавших с отверстиями, сделанными в подбашенном листе.
Крыша над моторным отделением состояла из трех съемных броневых деталей толщиной 16 мм – листа крыши над мотором (деталь М34.29.849-1), правого (деталь М34.29.850-2) и левого (деталь М34.29.851-2) листов крыши над мотором, соединенных между собой стыковыми планками.



Чертежи танка Т-34М: лист крыши над мотором (М34.29.849-1), лист крыши над мотором правый (М34.29.850-2), лист крыши над мотором левый (М34.29.851-2),
крышка люка над мотором (М34.29.050-1)

В центральной части листа крыши над мотором имелось возвышение в форме усеченной четырехгранной пирамиды, в котором размещался прямоугольный люк размером 750×400 мм для доступа с двигателю танка, закрывавшийся броневой крышкой (деталь М34.29.050-1) на петлях и запиравшийся замком. Боковые и задняя стенки возвышения были усилены приваренными к ним броневыми планками (экранами) толщиной 16 мм (детали М34.29.054-1, М34.29.055-1 и М34.29.1111-1). Лист крыши над мотором крепился к корпусу танка с помощью 7 винтов (передней своей частью) и 7 болтов (задней частью). С обоих сторон от него располагались правый и левый листы крыши над мотором, каждый из которых крепился к корпусу танка с помощью 4 винтов (передней частью) и 13 болтов (задней и боковой частями). В средней части правого и левого листов крыши над мотором имелись продолговатые вырезы – воздухопритоки с отбуртованными краями, через которые в моторное отделение поступал воздух, охлаждавший воду и масло в системах охлаждения и смазки двигателя. В каждом воздухопритоке были вварены броневое ребро нерегулируемых продольных жалюзи толщиной 16 мм (деталь М34.29.1238) и ребро броневого колпака толщиной 10 мм (деталь М34.29.1239). Снаружи воздухопритоки закрывались колпаками (правым и левым), сваренными из трех броневых деталей толщиной 16 мм: заднего листа колпака правого или левого (детали М34.29.1231 или М34.29.1232), верхнего листа колпака правого или левого (детали М34.29.1233 или М34.29.1234) и переднего листа колпака (деталь М34.29.1237). В верхнем правом листе колпака имелся круглый лючок диаметром 155 мм, закрывавшийся броневой крышкой (деталь М34.29.1230) и предназначенный для доступа к заправочной горловине масляного бака. В каждом колпаке имелось по две съемные решетки (верхняя и боковая), предохранявшие моторное отделение от попадания в него посторонних предметов.
Крыша над трансмиссионным отделением состояла из двух броневых створок поперечных жалюзи (деталь 34.29.037), правого (деталь М34.29.014-2), левого (деталь М34.29.015-2) и заднего (деталь М34.29.035-1) броневых листов крыши толщиной 16 мм. В правом и левом броневых листах крыши имелось по одному лючку диаметром 65 мм для доступа к горловинам кормовых топливных баков. Снаружи лючки закрывались броневыми крышками (деталь М34.29.029-3), крепившимися к листам крыши с помощью двух болтов каждый. К правому и левому листам крыши были прикреплены на петлях две поворотные броневые створки поперечных жалюзи, располагавшиеся над центробежным вентилятором системы охлаждения двигателя. Положением броневых створок жалюзи управлял механик-водитель со своего рабочего места. Сверху поперечные жалюзи закрывались откидным колпаком с сеткой, которая предохраняла трансмиссионное отделение от попадания в него посторонних предметов при открытых створках жалюзи.
Днище корпуса танка Т-34М состояло из двух броневых листов – переднего толщиной 20 мм (деталь М34.29.009-4) и заднего толщиной 16 мм (деталь М34.29.010-4), соединенных между собой встык сварным швом. Соединение переднего и заднего листов днища было усилено стальной балкой, имевшей в сечении Т-образную форму и являвшейся нижней частью каркаса моторной перегородки. В переднем листе днища под сиденьем стрелка-радиста размещался люк-лаз овальной формы, закрывавшийся броневой крышкой и предназначавшийся для выхода экипажа из танка в боевой обстановке, когда движение танка было невозможно, а выход через верхние люки являлся опасным. В заднем листе днища корпуса имелись лючки для доступа к узлам и агрегатам силовой установки и трансмиссии танка, а также для слива топлива и масла из топливных и масляного баков. Кроме этого, в обоих листах днища имелись отверстия диаметром 17 мм для крепления кронштейнов осей балансиров.
Для уменьшения попадания снега, грязи и пыли на корпус, башню и смотровые приборы во время движения, в конструкции корпуса танка Т-34М были предусмотрены передние и задние грязевые щитки, а также надгусеничные полки (правая и левая), каждая из которых была установлена на 6 кронштейнах, приваренных к бортовым листам корпуса. На надгусеничных полках вдоль бортов корпуса размещалось по три специальных ящика, служивших для размещения в них основной части возимого комплекта ЗИП.
Башня танка Т-34М состояла из следующих основных частей: штампованного корпуса башни (деталь М34.30.276), съемного броневого лобового щита (деталь М34.30.267), командирской башенки и днища башни.
Толщина штампованного корпуса башни, за исключением верхней его части являвшейся крышей, составляла 60 мм. Для установки пушки и спаренного с ней пулемета в передней части корпуса башни имелся вырез, по бокам которого крепились кронштейны для цапф люльки пушки. Снаружи вырез закрывался лобовым щитом, крепившимся к корпусу башни с помощью 20 болтов. В центральной части лобового щита башни также имелся вырез для прохода пушки и спаренного с ней пулемета. В боковых стенках корпуса башни находились вырезы для установки оснований перископических смотровых приборов и отверстия для стрельбы из ППШ, закрывавшиеся снаружи броневыми заглушками. Еще одно отверстие для стрельбы из ППШ имелось в кормовой части корпуса башни.
В крыше башни толщиной 30 мм было сделано пять вырезов: в передней части крыши два круглых выреза диаметром 150 мм для установки перископического прицела пушки (слева по ходу движения танка) и командирской танковой панорамы ПТК (справа); в средней части крыши с правой стороны над рабочим местом заряжающего – круглый люк с броневой крышкой (деталь М34.30.249) диаметром 526 мм, установленной на петле; за люком заряжающего – вентиляционное отверстие, с вваренным в него кольцом (деталь М34.30.015-2) и закрытое сверху броневым колпаком (деталь М34.30.117-2); в задней части крыши с левой стороны (над рабочим местом командира танка) – вырез диаметром 680 мм в который своим основанием вваривался корпус командирской башенки (деталь М34.32.002). Кроме этого, в крыше башни имелось три отверстия для рымов, предназначенных для установки башни на корпус танка или ее снятия с корпуса. Внутренний диаметр командирской башенки составлял 445 мм, а толщина стенок – 60 мм. В средней ее части по окружности на равном расстоянии друг от друга располагалось пять шахт для установка перископических смотровых приборов. Люк командирской башенки снаружи закрывался броневой крышкой (деталь М34.32.003) установленной на массивной петле и оборудованной лючком для сигнализации и замком. Толщина крышки люка командирской башенки и крышки лючка сигнализации (деталь М34.32.011) составляла 30 мм.
Днище башни приваривалось к внутренней стороне корпуса башни на удалении 100 мм от его нижней кромки и состояло из четырех, сваренных между собой в одной плоскости броневых деталей толщиной 25 мм – переднего правого (деталь М34.30.250), переднего левого (деталь М34.30.251), заднего правого (деталь М34.30.252) и заднего левого (деталь М34.30.253) днищ башни. К наружной стороне днища приваривалось стальное кольцо, к которому крепился верхний погон шариковой опоры башни.
В состав комплекса вооружения танка Т-34М входили: 76,2-мм танковая пушка Ф-34 или 57-мм танковая пушка ЗИС-4; два 7,62-мм пулемета ДТ (спаренный с пушкой и лобовой); два оптических прицела – телескопический и перископический панорамный, а также боеприпасы к пушке и пулеметам. В соответствии с Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 1216-502сс в 1941 г. в качестве основного оружия на 120 танках Т-34М должна была устанавливаться 76,2-мм пушка Ф-34 и еще на 380 танках Т-34М – 57-мм танковая пушка ЗИС-4. При этом пушки планировалось оснащаться новыми оптическими прицелами ТМФД и ПТ-4, на выпуск которых завод № 69 должен был перейти во второй половине 1941 г. Соответственно пушка Ф-34 должна была комплектоваться телескопическим прицелом ТМФД-7 и перископическим панорамным прицелом ПТ-4-7, а пушка ЗИС-4 – прицелами ТМФД-11 и ПТ-4-11.
Так как пушка ЗИС-4 фактически являлась перестволением пушки Ф-34 и имела с ней общие установочные детали, то при ее установке в башню танка Т-34М в конструкцию последней не требовалось вносить каких-либо изменений.
По сравнению с серийным танком Т-34 укладка боекомплекта у танка Т-34М была существенно усовершенствована, особенно это касалось размещения 76,2-мм артиллерийских выстрелов первой очереди, число которых было увеличено более чем в 5 раз. Боеприпасы первой очереди размещалась в корпусе танка вертикально вдоль бортов в специальных кронштейнах и фиксировались от выпадения с помощью зажимных замков. Боеприпасы второй очереди укладывались в металлические ящики, установленные на днище танка. В ящиках артиллерийские выстрелы размещались горизонтально в два или в три ряда. Крышки ящиков, установленных в боевом отделении, образовывали собой своеобразный пол, находившийся на высоте 360 мм от днища танка.
Ходовая часть танка Т-34М состояла из гусеничного движителя и системы подрессоривания. Гусеничный движитель в свою очередь состоял из двух ведущих колёс кормового расположения, двух направляющих колес с механизмами натяжения гусениц, двенадцати двухдисковых опорных катков с внутренней амортизацией (по шесть катков на каждый борт), восьми двухдисковых поддерживающих катков с наружной резиновой амортизацией (по четыре катка на каждый борт) и двух гусениц гребневого зацепления.
Ведущее и направляющее колеса танка Т-34М по своей конструкции были аналогичны ведущему и направляющему колесам серийного танка Т-34. Механизмы натяжения гусениц винтового типа устанавливались снаружи корпуса танка в передней части правого и левого бортовых листов. Все опорные катки танка Т-34М диаметром 600 мм имели одинаковую конструкцию. Диаметр поддерживающих катков, предназначавшихся для поддержания и направления верхней части гусеницы при перематывании ее во время движения танка, составлял 216 мм. Каждая гусеница танка Т-34М, шириной 500 мм и длинной 12728 мм, представляла собой замкнутую цепь, состоявшую из шарнирно соединенных с помощью стальных пальцев и чередующихся между собой семидесяти четырех траков – 37 с гребнем (детали М34.44.021) и 37 без гребня (детали М34.44.022). По сравнению с траками серийного танка Т-34 шаг траков танка Т-34М был увеличен на 5 мм и составлял 172 мм. В целях повышения коэффициента сцепления с грунтом и улучшения за счет этого проходимости вне дорог на танке Т-34М предусматривалось использование дополнительных съемных грунтозацепов – шпор (детали М34.44.023). Для крепления шпор в каждом траке без гребня, в центральной его части, имелось отверстие, через которое проходил крепежный болт.
Система подрессоривания танка Т-34М представляла собой совокупность деталей, узлов и механизмов, обеспечивавших упругую связь корпуса машины с опорными катками, и состояла из двенадцати независимых узлов подвески (по числу опорных катков), в которых в качестве упругого элемента использовались торсионные валы. В состав каждого узла подвески входили: балансир, торсионный вал и ограничитель хода балансира (упор). Торсионные валы размещались внутри корпуса танка, в специальных кронштейнах, прикрепленных к днищу и бортовым листам. Один конец торсионного вала соединялся с осью балансира, а другой конец закреплялся неподвижно в кронштейне на противоположном бортовом листе корпуса танка. Торсионные валы опорных катков правого борта танка были смещены относительно торсионных валов опорных катков левого борта назад на 105 мм. Смягчение ударов и толчков, получаемых танком при наездах на препятствия, происходило в основном благодаря скручиванию торсионных валов и частично за счет деформации резиновых амортизаторов, установленных внутри опорных катков.
Электрооборудование танка Т-34М, как по составу используемых источников и потребителей электрической энергии, так и по типу электрической бортовой сети, принципиально не отличалось от электрооборудования серийного танка Т-34, за небольшими исключениями. Так, например, в электрической бортовой сети танка Т-34М в качестве вспомогательного источника электроэнергии вместо четырех 12-вольтовых свинцово-кислотных аккумуляторных батарей 6СТЭ-128 (у танка Т-34) использовались только две аккумуляторные батареи.
Основными средствами внешней и внутренней связи танка Т-34М должны были стать коротковолновая приемо-передающая симплексная радиостанция 10-Р и танковое переговорное устройство. Установка радиостанции 10-Р предусматривалась на рабочем месте стрелка-радиста в отделении управления танка у правого борта.

__________

В мае 1941 г. в Харькове на заводе № 183 одновременно с выполнением опытно-конструкторских работ по танку Т-34М коллектив КБ-520 приступил к разработке технического проекта нового танка Т-44, а также «планетарной трансмиссии» для серийного танка Т-34. При проектировании «планетарной трансмиссии» танка Т-34 конструкторами КБ-520 за основу был взят проект трансмиссии, разработанный под руководством А.И. Благонравова в КБ научно-исследовательского отделения ВАММ им. Сталина, о чем было подробно изложено в предыдущей главе.
В дополнение к вышеперечисленным опытно-конструкторским работам в мае 1941 г. в КБ-520 в соответствии с Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 1216-502сс начались работы по проектированию и изготовлению чертежей экранировки корпуса и башни серийных танков Т-34. Из донесений военного представителя ГАБТУ КА на заводе № 183 военинженера 3 ранга Г.А. Алексеева следовало, что заводоуправлением был утвержден график изготовления двух опытных образцов танка Т-34 с экранированными корпусом и башней с таким расчетом, чтобы закончить их испытание к 1 июля 1941 г. При этом в связи с решением завода пустить в серию в июле модернизированную машину [Т-34М], у завода есть мнение экранированную машину в серию не запускать и запланированное количество выпуска экранированных машин в июле – августе перекрыть выпуском модернизированной машины. На 1 июня 1941 г. работы по проектированию и изготовлению двух опытных образцов танков Т-34 с экранированными корпусом и башней находились в следующем состоянии:

«Заканчивается разработка детальных чертежей по экрану. Причем для экрана завод использует задел брони с маш. А-7 [БТ-7] толщиной 13 мм вместо 15 мм, записанной в постановлении Правительства. Проведен обстрел экранировки на отдельных карточках. Снарядостойкость экранированной брони [по параметру предел сквозного пробития] по сравнению с серийной броней увеличилась на 40 – 55 м/сек. Лучший способ крепления экрана: сварным швом или на болтах не установлен и требует дополнительной проверки. Конструкторское бюро разрабатывает крепление экрана на болтах. При этом зазор между броней и экраном получается 25 мм».

[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 158. Л. 91]

Таким образом, в мае 1941 г. коллективом КБ-520 завода № 183 был проведен большой объем работ, главным образом касавшийся разработки конструкторской документации на новые танки Т-34М и Т-44. Не менее напряженным в этом месяце был и рабочий график опытного цеха «540» завода № 183, специалистами которого были проведены многочисленные испытания опытных деталей, узлов и механизмов танка Т-34. Из сводки № 445с по опытным работам, проведенным на заводе № 183 в мае 1941 г.:

«5. Испытание опытных механизмов и деталей маш. А-34.
а) Изготовлены и установлены на машинах откидные сидения в башне.
б) Проведено испытание уплотнения колес и балансиров. Результаты испытания хорошие, но установка уплотнения вызывает необходимость изменения некоторых деталей. В настоящее время установлены для испытания 3 варианта уплотнения колес, без нарушения взаимозаменяемости.
в) Начаты испытания новой масляной системы с масляными радиаторами. Испытание будет продолжено в Июне мес.
г) Установлен централизованный спуск масла из масляной системы.
д) Установлен насос "Альвейер" вместо воздушного насоса для создания давления в топливных баках.
е) Испытываются водяные радиаторы с железными охлаждающими пластинами, вместо латунных.
ж) Установлена для испытаний коробка перемены передач с прямыми зубьями конической пары и с хромированными валами.
з) Устанавливается на машину для испытаний двигатель В-5. Испытания начнутся в начале Июня.
И ряд других опытных мероприятий»
.

[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 158. Л. 91 – 92]

Кроме этого, в мае 1941 г. заводом № 183 были продолжены опытно-конструкторские работы по усовершенствованию смотровых приборов механика-водителя танка Т-34. На заводском полигоне в Глубоком Яру 16 мая 1941 г. состоялись испытания обстрелом новой опытной литой крышки люка механика-водителя толщиной 52 мм, разработанной под установку призматических смотровых приборов. Испытания проводились в целях определения противоснарядной стойкости и прочности конструкции опытной литой крышки люка с установленными броневыми створками и призматическими смотровыми приборами.
Для проведения испытаний на заводе № 183 была создана специальная комиссия, в состав которой вошли: представитель опытного цеха «540» Н.М. Сумченко, представитель КБ-520 В.А. Фесино, представитель отдела «34» т. Г.М. Бродский, представитель ОТК корпусного отдела «700» Г.Г. Ионга и представители военной приемки ГАБТУ КА на заводе № 183 военинженеров 3 ранга Г.Я. Ялышева и А.М. Галли.
Всего испытанию обстрелом было подвергнуто четыре полностью термически и механически обработанные литые броневые крышки (деталь 34.29.1161А), изготовленные из стали марки «8С», при этом две крышки испытывались в сборе с кованными броневыми левой и правой створками (детали 34.29.1162 и 34.29.1163) и в одной из крышек люка был установлен призматический смотровой прибор механика-водителя. Обстрел крышек люков производился из 45-мм противотанковой пушки обр. 1937 г. бронебойными тупоголовыми снарядами (чертеж 2-03347) с дистанции 50 м по нормали и под углом 60° – в рабочем положении детали. По каждой крышке люка было произведено от двух до пяти выстрелов. Перед обстрелом 45-мм бронебойными снарядами крышка с установленным в ней призматическим смотровым прибором механика-водителя была обстреляна из 7,62-мм винтовки обр. 1981 г. с дистанции 25 м простыми и бронебойными пулями.
По результатам проведенных испытаний комиссией был составлен Акт № 14, в котором содержались следующие выводы и заключение:

«Выводы
1. Бронестойкость литых дет. 34.29.1161А толщиной 52 мм ниже норм, установленных для литья из стали 8-С данной толщины, что является следствием недостаточного качества литья (в нескольких местах были заварены вырубленные пороки) и некачественной термообработки. Необходимо доработать технологию отливки и термообработки крышки люка с целью повышения бронестойкости.
2. Поведение призмы. Испытание крышки люка в сборе с деталями узла и призмой показало следующее:
а) Пулевой обстрел простыми и бронебойными пулями при закрытой крышке призмы не выводит призму из строя; незначительный налет свинцовой пыли, проникающей через стык крышки призмы с крышкой люка, легко снимается и незначительно уменьшает видимость. Проникновения свинцовых брызг и пыли на тыльную сторону люка не обнаружено.
б) Снарядный обстрел. От первого попадания снаряда в нижнюю кромку крышки люка при штатной скорости призма растрескалась. Видимость сохранилась на 20 – 25 % (вести машину было бы возможно). От второго попадания призма полностью раскололась. Разрушенную призму свободно можно заменить новой. Осколки призмы прошли внутрь (за броню).
3. Оценка конструкции.
На основании проведенного обстрела необходимо внести следующие изменения в конструкцию люка:
а) Ось крышек призмы дет. 34.29.1168 требует усиления, т.к. срезается по всем проушинам при первом снарядном попадании в любое место крышки люка.
б) Крепление петель нижних внутренних крышек (удерживающих призму) винтами дет. 1м8х18 ОСТ 200007-38 ненадежно, т.к. винты разрываются.
в) Ось задрайки дет. 34.36.330 (тех же крышек) требует усиления вследствие изгиба от снарядного удара.
г) Винты малого диаметра (дет. 34.36.334 Ø6 мм) и указанные винты петель внутренних крышек обрываются при снарядных попаданиях. Необходимо увеличение диаметра резьбы.

Заключение.
1) Данная конструкция в целом, после доработки и усиления обнаруженных слабых мест, является лучшей по сравнению с серийной и опытной дет. 34.29.1051 со стеклами триплекс.
2) Аналогичную конструкцию люка водителя для модернизированной машины
[Т-34М], усиленную по сравнению с испытанной опытной, испытать на полигоне, смонтированной на носовом листе».

[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 131. Л. 67 – 68]

Два экземпляра Акта № 14 вместе с препроводительным письмом № СО3282, подписанным главным инженером завода № 183 С.Н. Махониным, 29 мая 1941 г. были отправлены на рассмотрение начальнику Военного отдела НКСМ А.М. Гнесину и начальнику 3-го отдела БТУ ГАБТУ КА С.А. Афонину.
После ознакомления с результатами испытаний, 9 июня 1941 г., заместитель начальника БТУ ГАБТУ КА военинженер 1 ранга Н.Н. Алымов в письме № 146478с обратился к директору завода № 183 Ю.Е. Максареву с просьбой ускорить доработку опытной крышки люка механика-водителя танка Т-34 и одновременно с этим форсировать разработку крышки люка аналогичной конструкции для танка Т-34М, с таким расчетом, чтобы с выпуском первой опытной машины на нее уже была поставлена отработанная крышка люка.
Отметим, что весной 1941 г. опытно-конструкторские работы, связанные с повышением боевых свойств «тридцатьчетверки», проводились не только в Харькове. В период с 28 апреля по 13 мая 1941 г. под Ленинградом на АНИОПе состоялись испытания опытного образца 57-мм танковой пушки ЗИС-4, которой в 1941 г. согласно Постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 1216-502сс должны были быть вооружены 380 танков Т-34М.
Опытный образец пушки ЗИС-4, представлял собой перестволение пушки Ф-34, причем перестволение было осуществлено только за счет замены свободной трубы пушки Ф-34 на свободную трубу пушки ЗИС-2, имевшую длину ствола в 73 калибра. Все остальные детали и механизмы у опытного образца пушки ЗИС-4 были такими же, как и у пушки Ф-34. В связи с тем, что замена свободной трубы привела к нарушению уравновешенности пушки, к нижней части люльки опытного образца пушки ЗИС-4 были добавлены дополнительные грузы-противовесы. Кроме этого, в отличие от танковой пушки Ф-34, комплектовавшейся оптическим телескопическим прицелом ТОД-7, опытный образец пушки ЗИС-4 был оснащен новым, более совершенным оптическим телескопическим прицелом ТМФД.
24 апреля 1941 г. опытный образец пушки ЗИС-4, установленный в башне танка Т-34 (заводской номер 311-01-3), находившегося в распоряжении завода № 92, был доставлен из Горького на АНИОП для проведения полигонных испытаний с целью:

«1. Проверить прочность всей системы в целом и установочных частей.
2. Определить кучность, скорострельность и углы вылета.
3. Проверить удобство обслуживания системы при стрельбе и эксплоатации»
.

[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 172. Л. 1]

В этот же день, 24 апреля 1941 г., заместителем народного комиссара обороны СССР Маршалом Советского Союза Г.И. Куликом был издан приказ № 065 по Главному Артиллерийскому управлению КА, которым для проведения испытаний опытного образца пушки ЗИС-4 назначалась комиссия под председательством начальника АНИОПа полковника Сорокина.
Как уже было сказано выше, полигонные испытания этой пушки, установленной в танке Т-34 состоялись на АНИОПе в период с 28 апреля по 13 мая 1941 г. В ходе испытаний комиссией были проведены стрельбы для проверки баллистики пушки, определения прочности и надежности работы ее механизмов, кучности боя при стрельбе по неподвижным щитам (с места и с хода на дистанциях 500 м и 1000 м), скорострельности, не простреливаемых («мертвых») пространств, а также стрельбы при решении тактических задач. Всего за время испытаний из опытного образца пушки ЗИС-4 было сделано 696 выстрелов, при этом все механизмы пушки, за исключением ножного спускового механизма, работали удовлетворительно и обладали достаточной прочностью. Однако при проверке баллистики выяснилось, что начальная скорость бронебойного снаряда, выпущенного из опытного образца пушки ЗИС-4 оказалась меньше указанной в тактико-технических требованиях (995 – 1000 м/с) и составила 962 м/с. Неудовлетворительной оказалась и кучность боя при стрельбе по щитам, вызванная по мнению комиссии конструктивными особенностями нарезной части канала ствола. Относительно условий при работе с пушкой комиссией было отмечено следующее:

«Обслуживание орудия при стрельбе в башне танка является недостаточно удобным.
а) Особенно тяжелы условия работы для заряжающего по причине чрезвычайной тесноты в башне танка, затрудняющей вынимание патронов из кассет. Конструкция укладки боекомплекта является неудовлетворительной, а само исполнение этой укладки (кассет) производством сделано чрезвычайно небрежно, без всякой заботы о бойцах, обслуживающих орудие. Закладывание патронов в кассеты или вынимание патронов из кассет при заряжании часто сопровождается ранением рук.
По этим причинам наибольшая скорострельность орудия в танке искусственно снижается до 2 – 5 выстрелов в минуту.
б) Неудобства обслуживания орудия со стороны наводчика состоят в следующем:
Неудовлетворительная конструкция спусковых механизмов;
неудовлетворительное расположение налобника;
наличие острых краев и ребер на прицеле ПТ-1;
необходимость прекращения наблюдения за полем боя при включении или выключении мотора поворота башни;
неудачная конструкция сидений (сиденья должны быть откидными, допускающими также их быстрое снятие при необходимости)»
.

[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 172. Л. 62 – 63]

Следует отметить, что танк Т-34, в котором испытывался опытный образец пушки ЗИС-4, был одной из первых «тридцатьчетверок», изготовленных заводом № 183 еще в 1940 г. и обладал теми же недостатками, которые ранее были выявлены в машинах установочной партии, в том числе это касалось и неудачной конструкции укладки артиллерийских выстрелов второй очереди. В связи с этим комиссией, проводившей испытания было отмечено, что для получения объективного заключения об условиях при работе с пушкой ЗИС-4 в танке Т-34 ее необходимо установить и повторно испытать в новой башне танка, с полной ее боевой комплектацией.
В целом, несмотря на ряд перечисленных выше недостатков, опытный образец пушки ЗИС-4 получил высокую оценку. Из заключительной части отчета, составленного по итогам полигонных испытаний:

«Комиссия отмечает, что 57 мм танковая пушка ЗИС-4 в танке Т-34 по своему бронебойному действию явится настоящим истребителем танков, несущих броню до 80 мм. Но непременным условием реализации этого могущества пушки должны быть: повышение кучности боя, практической скорострельности и эффективности огня. Поэтому в системе ЗИС-4 должны быть внесены в первую очередь исправления по стволу, спусковым механизмам и бронировке, после чего система должна быть испытана вновь и при положительном решении этих вопросов, запущена в производство».

[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 172. Л. 65]

Рассмотрение результатов полигонных испытаний опытного образца 57-мм танковой пушки ЗИС-4 состоялось 19 мая 1941 г. на пленуме Артиллерийского комитета ГАУ КА под председательством генерал-майора артиллерии В.И. Хохлова. В ходе обсуждения результатов испытаний заводу № 92 было предложено: доработать конструкцию ствола пушки ЗИС-4 с целью обеспечить получение требуемой начальной скорости бронебойного снаряда и удовлетворительной кучности боя; изготовить новый ствол, а также устранить все выявленные в ходе испытаний дефекты пушки. По итогам работы пленума было принято следующее постановление, зафиксированное в Журнале Артиллерийского комитета ГАУ КА № 0017:

«1. Выводы и предложения 2 Отдела Арткома по результатам полигонных испытаний 57 мм танковой пушки ЗИС-4 в танке Т-34, изложенные в разделе III настоящего ЖАК – утвердить.
2. Система ЗИС-4, после изготовления нового ствола, новых спусковых механизмов и устранения других мелких дефектов, указанных в отчете и настоящем ЖАК, должна быть подвергнута дополнительному полигонному испытанию.
3. Для проведения этого испытания распоряжением БТУ ГАБТУ выделяется заводу № 92 полностью укомплектованный танк Т-34 для установке в башне этого танка на заводе № 92 качающейся части ЗИС-4. Одновременно с этим танком и с установленной в нем пушкой ЗИС-4 подается заводом № 92 качающаяся часть Ф-34 для проверки их взаимозаменяемости.
4. После указанных повторных испытаний, по устранению выявленных недостатков, пушку ЗИС-4 в танке Т-34 представить на вооружение Красной Армии.
5. Не дожидаясь повторных испытаний, Пленум Артиллерийского Комитета считает необходимым начать подготовку валового производства систем ЗИС-4.
6. Настоящий журнал считать совершенно секретным»
.

[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 10. Л. 196 – 197]

Во исполнение данного постановления 27 мая 1941 г. с завода № 183 в г. Горький на завод № 92 был отправлен полностью укомплектованный танк Т-34 майского выпуска (заводской № 0912-4) с новой укладкой 76,2-мм артиллерийских выстрелов. Этот танк предназначался для установки в него доработанного опытного образца пушки ЗИС-4 и проведения повторных полигонных испытаний. Об отправке танка Т-34 в г. Горький заместитель начальника БТУ ГАБТУ КА Н.Н. Алымов уведомил руководство завода № 92 письмом № 146265с.
Отправленный на завод № 92 танк Т-34 был одной из 121 боевой машины, которые в мае 1941 г. были изготовлены и сданы заказчику танковым отделом «100» завода № 183. При этом из 121 танка Т-34, изготовленных и сданных в мае 1941 г. – 56 машин были линейными и 65 – оборудованными радиостанциями. Всего же в последнем предвоенном месяце большими военпредовскими пробегами на заводе № 183 были испытаны 148 танков Т-34, при этом 125 машин было принято с первого пробега, 15 – со второго и только 8 – с третьего пробега. Кроме этого, 13 машин прошли испытания в контрольных пробегах протяженностью 10 – 20 км. Таким образом, по сравнению с предыдущим месяцем качество изготавливаемых заводом № 183 танков Т-34 несколько улучшилось, так если в апреле 1941 г. процент машин, принятых военной приемкой с первого раза, составлял 79 %, то в мае этот показатель увеличился до 84,5 %. Как следует из Сводки № 461с, составленной районным инженером ГАБТУ КА на заводе № 183 военинженером 2 ранга Д.М. Козыревым, основными причинами проведения дополнительных больших и контрольных пробегов в мае 1941 г. являлись следующие дефекты, обнаруженные в ходе плановых сдаточных испытаний:

«1. На 12 машинах менялись шестерни в К.П.П. в основном 3 – 4 скорости по сколам и на 18 машинах производилась зачистка сколов зубьев шестерен КПП также в основном 3 – 4 скорости. Этот дефект является результатом неудачной конструкции КПП, не чистого выключения гл. фрикциона и двигатель В-2 замедленно сбрасывает обороты.
Неоднократно проводимые анализы сколотых шестерен по материалам и термообработке шестерен в Лаборатории завода дают положительные результаты, сейчас для проверки заключения заводской лаборатории шестерни будут испытаны в Лаборатории вне завода.
2. 13 машин ходило в повторные пробеги по течи смазки с горловины КПП и храповиков бортовых фрикционов. Причина этого дефекта в том, что конструктивно достаточно не обеспечена герметичность сальниковых уплотнений. Для устранения течи с горловины КПП в картере КПП сточное отверстие переносится на другую сторону.
Кроме этих дефектов обнаруживались следующие дефекты:
1. Скручивание главного вала КПП – 2 случая.
2. Надиры на шлицах валов КПП – устранялось зачисткой – 7 случаев.
3. Обрыв троса тахометра и спидометра – 7 случаев»
.

[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 233. Л. 366]

Кроме уже упомянутых сданных машин на начало июня 1941 г. на заводе № 183 в заделе имелось еще 50 танков Т-34, из которых 39 прошли сдаточные испытания и находились на окончательной комплектации и окраске, одна машина готовилась к повторным сдаточным испытаниям и 10 машин находились на конвейере в различной стадии сборки.
Следует отметить, что для улучшения обзорности из танка в мае 1941 г. завод № 183 начал оборудовать серийные «тридцатьчетверки» командирской танковой панорамой обр. 1933 г. (ПТК), устанавливавшейся в броневом стакане на крыше башни над рабочим местом заряжающего. Первая партия танков Т-34, оборудованных ПТК, была отгружена с завода 7 мая 1941 г.
Еще одним нововведением, повысившим боевые свойства танка Т-34, стала улучшенная укладка 76,2-мм артиллерийских выстрелов второй очереди (укладка на днище, сборочный чертеж 34.27.78сб) к пушке Ф-34, обеспечивавшая прицельную скорострельность до четырех выстрелов в минуту (об испытании улучшенной укладки было подробно рассказано в главе 10). Танки Т-34, оборудованные улучшенной боеукладкой, стали сходить с конвейера завода № 183 в конце мая 1941 г.
Отправки танков Т-34 с завода № 183 в мае 1941 г. осуществлялись железнодорожным транспортом в соответствии с полученными из ГАБТУ КА разнарядками № 145611с от 19 апреля 1941 г., № 145718с от 25 апреля 1941 г. и № 145857с от 6 мая 1941 г. Всего за май 1941 г. с завода № 183 было отправлено 203 танка Т-34, в том числе 143 линейных и 60 оборудованных радиостанциями. Танки были отправлены следующим получателям:
– 5 мая 1941 г. 18 линейных танков (заводские номера: 428-19, 0672-8, 524-24, 0387-9, 562-24, 515-50, 867-09, 819-15, 0387-2, 939-50, 562-33, 819-71, 819-52, 819-16, 0382-9, 562-35, 0822-0 и 819-02) и 5 танков, оснащенных радиостанциями (заводские номера: 672-76, 758-40, 672-84, 0835-6 и 758-46), – начальнику АБТВ Киевского особого военного округа (ст. Львов);
– 7 мая 1941 г. 26 линейных танков (заводские номера: 752-60, 562-23, 819-10, 819-21, 0822-5, 0822-8, 967-90, 916-35, 916-15, 967-89, 819-22, 562-22, 819-72, 0822-1, 967-88, 605-28, 967-84, 0822-4, 819-51, 819-40, 562-21, 752-52, 867-23, 752-54, 936-62 и 865-81) – начальнику АБТВ Западного особого военного округа (ст. Белосток);
– 12 мая 1941 г. 26 линейных танков (заводские номера: 865-76, 865-68, 428-28, 819-30, 936-61, 703-72, 864-49, 864-35, 463-63, 0959-4, 0517-4, 0387-8, 524-54, 867-01, 867-33, 605-30, 0382-4, 867-05, 867-13, 0959-5, 0517-5, 865-85, 524-58, 0482-3, 562-32 и 0959-2) – начальнику АБТВ Западного особого военного округа (ст. Белосток);
– 16 мая 1941 г. 17 линейных танков (заводские номера: 463-65, 865-79, 0869-1, 864-40, 0959-6, 0387-5, 864-44, 0869-8, 752-53, 867-43, 463-66, 867-83, 752-57, 865-70, 910-11, 0482-1 и 819-91) и 1 танк, оборудованный радиостанцией (заводской номер 0854-0), – начальнику АБТВ Киевского особого военного округа (ст. Злочев);
– 22 мая 1941 г. 20 линейных танков (заводские номера: 0869-4, 0387-4, 967-72, 967-81, 967-82, 967-71, 0822-9, 0822-2, 752-61, 916-55, 946-16, 0958-2, 946-40, 0732-3, 967-75, 916-65, 918-36, 946-44, 946-67 и 946-69) – начальнику АБТВ Западного особого военного округа (ст. Белосток);
– 25 мая 1941 г. 4 линейных танка (заводские номера: 946-45, 0912-9, 967-74 и 910-13 вооруженный пушкой Л-11) и 2 танка, оборудованных радиостанциями (заводские номера: 0873-8 и 863-17), – начальнику Киевского танко-технического училища;
– 25 мая 1941 г. 6 линейных танков (заводские номера: 0873-5, 0866-6, 946-70, 918-30, 0866-5 и 946-11) и 4 танка, оборудованных радиостанциями (заводские номера: 863-86, 863-16, 918-31 и 863-82), – начальнику Ульяновского бронетанкового училища;
– 25 мая 1941 г. 6 линейных танков (заводские номера: 946-66, 916-00, 0912-7, 0869-9, 863-91 и 967-77) и 4 танка, оборудованных радиостанциями (заводские номера: 967-86, 0870-3, 0870-9 и 0912-8), – начальнику Саратовского бронетанкового училища;
– 25 мая 1941 г. 1 танк, оборудованный радиостанцией (заводской номер 756-20), – начальнику Казанских курсов усовершенствования технического состава;
– 27 мая 1941 г. 1 линейный танк (заводской номер 967-73) и 1 танк, оборудованный радиостанцией (заводской номер 672-79), – начальнику Ленинградских Краснознаменных бронетанковых курсов усовершенствования командного состава;
– 27 мая 1941 г. 1 линейный танк (заводской номер 0912-4) – на завод № 92 для установки в нем доработанного опытного образца 57-мм пушки ЗИС-4;
– 28 мая 1941 г. 18 линейных танков (заводские номера: 946-64, 0873-2, 946-68, 0873-3, 0873-1, 946-14, 0912-3, 967-76, 939-31, 918-32, 463-69, 0912-6, 0912-1, 946-15, 0866-4, 863-70, 946-43 и 0912-5) и 16 танков, оборудованных радиостанциями (заводские номера: 820-30, 820-06, 863-90, 863-88, 0822-3, 0873-6, 758-43, 820-01, 820-20, 863-74, 820-02, 0870-2, 820-60, 0870-5, 863-89 и 820-07), – начальнику АБТВ Киевского особого военного округа (ст. Кременец);
– 30 мая 1941 г. 26 танков, оснащенных радиостанциями (заводские номера: 0824-8, 863-71, 820-90, 820-00, 820-40, 820-03, 813-77, 813-73, 863-81, 0821-1, 916-45, 813-17, 0821-2, 673-59, 0824-5, 673-23, 0824-7, 673-20, 813-63, 0691-6, 673-57, 673-55, 857-94, 0824-3, 820-08 и 820-80) – начальнику АБТВ Киевского особого военного округа (ст. Львов).
Кроме указанных выше 203 танков Т-34 в мае 1941 г. с завода № 183 было отправлено еще два танка Т-34, вооруженных 76,2-мм пушкой Л-11 (заводские номера 608-01 и 423-41), принимавших участие осенью 1940 г. в пробеге Харьков – Кубинка – Харьков. Эти машины были отправлены на Ремонтную базу № 7 ГАБТУ КА (ст. Дарница) для проведения капитального ремонта.

Необходимо подчеркнуть, что весной 1941 г. заводу № 183 удалось значительно повысить качество выпускаемых танков Т-34, в основном доведя надежность работы их механизмов, узлов и агрегатов до требуемого заказчиком уровня. В связи с этим 15 мая 1941 г. заместитель народного комиссара среднего машиностроения СССР А.А. Горегляд направил заместителю народного комиссара обороны СССР Маршалу Советского Союза Г.И. Кулику письмо № 5/4249 следующего содержания:

«В результате повседневной работы завода № 183 над улучшением танка Т-34, выпускаемый в настоящее время танк по качеству значительно превосходит те 3 танка, которые будучи изготовленными в первые месяцы серийного производства (июль – сентябрь) проходили испытания на длительный пробег и послужили причиной для неправильных выводов о качестве танка Т-34 вообще.
За период сентябрь 1940 года – апрель 1941 года заводом осуществлено до 200 конструктивных изменений, как по указаниям комиссии по войсковым испытаниям и ГАБТУ КА, так и по собственной инициативе. По 5-ти основным недостаткам выполнено следующее:
1. Новые траки отливки СТЗ по результатам испытаний обеспечили 2200 – 2900 клм и введены в серийное производство с марта месяца 1941 года. Работа над дальнейшим улучшением гусеницы продолжается.
2. Коробление дисков главного фрикциона устранено введением стальных дисков с прорезями. На всех машинах, выпущенных в Армию, произведена замена дисков.
3. Изготовлен, испытан и принят на серийное производство новый люк водителя со стеклами – триплекс, обеспечивающий водителю хороший обзор из танка. Ведутся работы по введению смотровых приборов с призмами.
4. С № 751-го танка введена улучшенная боеукладка снарядов, обеспечивающая темп стрельбы до 4-х выстрелов в минуту.
5. Гарантийный срок вентилятора поднят до 1500 клм. Ведется дальнейшая работа по повышению гарантийного километража до 3000 клм. Отдельные опытные образцы выдержали 2800 клм.
За это же время проведено несколько сот технологических мероприятий, улучшающих сборку и обработку отдельных узлов. Проведена большая работа по сокращению надрывов, в результате чего % корпусов, имеющих надрывы, сократился с 90 % в октябре 1940 года до 50 % в марте 1941 года. Особо резкое сокращение заметно в бортах, где в октябре 1940 года было за месяц 680 надрывов, а с января их нет совсем.
Танк Т-34 на сегодня обеспечивает гарантийный километраж в 2500 – 3000 клм. (за исключением вентиляторов), а по основным механизмам значительно больше, что подтверждается тем, что два танка, работающие (в опытном цеху) в тяжелых дорожных зимних и весенних условиях, при средней скорости чистого движения 26 – 30 км. имеют пройденный километраж без смены основных механизмов 5000 – 6000 клм.
Считаю необходимым покончить с имеющим место огульным охаиванием качества танка Т-34»
.

[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 279. Л. 7 – 8]

Отметим, что к моменту написания этого письма крышка люка механика-водителя с новыми смотровыми приборами еще не была введена в серийное производство, но в общем письмо А.А. Горегляда вполне точно отражало состояние дел с качеством танка Т-34.
16 мая 1941 г. данное письмо с резолюцией Г.И. Кулика «Я считаю, что Горегляд прав. Примите меры», из секретариата заместителя НКО было направлено начальнику ГАБТУ КА Я.Н. Федоренко. Для проверки качества серийных «тридцатьчетверок» руководством ГАБТУ КА было решено провести испытания в летних условиях двух танков Т-34 июньского выпуска на гарантийный километраж – 3000 км, причем один из испытываемых танков должен был быть изготовлен на заводе № 183, а второй – на СТЗ. В начале июня 1941 г. в БТУ ГАБТУ КА был подготовлен проект совместного приказа НКО и НКСМ о назначении комиссии для проведения испытаний и прилагавшаяся к нему программа испытаний. Председателем комиссии предлагалось назначить представителя НКСМ, а его заместителем – подполковника И.Г. Панова. Проект совместного приказа и программа испытаний 6 июня 1941 г. вместе с препроводительным письмо № 146454с были отправлены заместителю народного комиссара среднего машиностроения СССР А.А. Горегляду на подпись. Забегая вперед скажем, что из-за начавшейся 22 июня 1941 г. Великой Отечественной войны эти испытания проведены не были.
Для повышения боевых и эксплуатационных качеств уже изготовленных и находившихся в войсках танков Т-34, в мае 1941 г. между ГАБТУ КА и заводом № 183 было заключено дополнительное соглашение к основному договору № Б1-221. Текст дополнительного соглашения о модернизации танков Т-34 был подготовлен на заводе № 183 и подписан главным инженером завода С.Н. Махониным 24 марта 1941 г., но по ряду причин подписание его со стороны ГАБТУ КА затянулось почти на два месяца. В итоге, 23 мая 1941 г. дополнительное соглашение, получившее № 100-6/Б1-400, было подписано заместителем начальника БТУ ГАБТУ КА военинженером 1 ранга Н.Н. Алымовым и вместе с препроводительным письмом № 146331с отправлено на завод № 183. Напомним, что данное дополнительное соглашение было заключено на основании решений, принятых 21 февраля 1941 г. на состоявшемся на заводе № 183 совещании по утверждению чертежей танка Т-34 на 1941 г., о котором подробно рассказано в главе 11. Согласно заключенному соглашению, завод № 183 обязывался на всех ранее изготовленных танках Т-34 (до номера 1000 включительно, выпуска завода № 183) до 1 января 1942 г. произвести замену следующих узлов и агрегатов:
– Центробежных вентиляторов системы охлаждения дизеля В-2-34 на новые, изготовленные по сборочному чертежу 34.07.7сб-11;
– Крышек люков механика-водителя со смотровыми приборами на новые литые, изготовленные по сборочному чертежу 34.29.167сб;
– Зеркальных смотровых приборов в башне танка на новые призматические, изготовленные по сборочному чертежу 34.36.24сб-3.
Кроме этого, завод № 183 обязывался оборудовать 750 танков Т-34 командирскими танковыми панорамами ПТК, установив их на крыше башни согласно сборочному чертежу 34.47.23сб, при этом приборы кругового обзора, установленные на первых 323 танках Т-34 должны были быть демонтированы, а их установочные отверстия в крышке башенного люка – закрыты специальными заглушками, изготовленными согласно сборочному чертежу 34.30.26сб.
В случае, если завод № 183 вводил изменения по вышеуказанным узлам и агрегатам на танках до номера 1000, то количество машин, на которых эти агрегаты подлежали замене по дополнительному соглашению, соответственно уменьшалось.
Модернизация танков Т-34 должна была осуществляться в войсковых частях по месту их дислокации силами заводских бригад, при этом командование войсковых частей обязывалось оказывать работникам завода № 183 помощь в работе и обеспечивать их необходимым оборудованием (электросварочным аппаратом, компрессором, автогеном и др.). Однако начавшаяся через месяц после заключения этого соглашения война перечеркнула и эти планы.



Предыдущая глава << 17. Последний предвоенный месяц >> Следующая глава

© Макаров А.Ю., Желтов И.Г., 2017 – 2021
При любом использовании размещенных на данном сайте документов - обязательно указывать архивные реквизиты: архив, фонд, опись, дело, лист.
При любом использовании размещенного на данном сайте авторского текста - обязательно указывать имя автора и ссылку на сайт "Т-34 Информ"
Защищено законом по авторским правам.
Наша почта: email@t34inform.ru